|
|
Статьи
Стратегический менеджмент
Любой бизнес-процесс, как то организация нового дела, расширение существующего или слияние разных бизнесов при смене собственников, по сути своей – маленький театр боевых действий. Стратегический менеджмент при этом является тем планом, в соответствии с которым реализуются все дальнейшие стратегические и тактические шаги ведения "боя".
Важнейшими составляющими любой компании, грамотное управление которыми приводит либо к положительному результату, либо к развалу и банкротству, являются идея, деньги и люди. Много компаний создается, много и погибает, но ни деньги без идеи, ни люди без денег, ни идея без людей, без тесной постоянной взаимосвязи – не в состоянии привести фирму к тому результату, который поставлен во главу угла.
Стратегический менеджмент отличается от просто оперативного управления процессами. Стратегический менеджмент – это главный план, а все остальное – тактические средства управления и развития. Поиск ли финансирования, подбор ли новых работников, ценовая политика компании – все это тактические шаги и меры, которые "всплывают" после тщательного составления стратегии развития фирм.
Концептуально стратегический менеджмент – это простая совокупность действий в соответствии с выбранным планом достижения целей компании. Стратегия – она на то и стратегия, чтоб видение развития фирмы было глобальным и всесторонним. Потому и требуются при составлении стратегических планов работы знания специалистов самого широкого профиля: управленцев, технологов, кадровиков, финансистов, юристов и проч. Если все они принимают участие в разработке главного плана компании с обозначенными целями, то результат – заведомо положителен.
После того, как составлен стратегический план развития, необходимо обозначить мероприятия, сроки исполнения поставленных целей и задач, ответственных лиц на предприятии за выполнение конкретных задач. Возникающие при этом отклонения необходимо вовремя отслеживать и при необходимости корректировать. Невыполнение поставленных текущих задач приводит к временным затратам, которые, в свою очередь, могут отсрочить достижение результата или привести к необратимым последствиям и разработке нового стратегического плана предприятия.
Стратегический менеджмент охватывает все области и временные пространства жизненного цикла компаний и отраслей. Если взять простое предприятие, которое поставило перед собой определенную цель, например, завоевать пятипроцентный сегмент рынка в своем регионе за два года, то эта главная цель будет доминирующей при разработке тактических шагов подразделений компании. При этом на пути к цели могут проявиться различные процессы, тормозящие ее достижение. Тут-то и вступает в силу мозговой штурм специалистов, которые определяют приоритеты, зная цель, срок и понимая миссию своей компании в ее достижении.
Основной принцип стратегического менеджмента можно сравнить с елочкой. После определения и обозначения цели – "ствола елки", определяются и разрабатываются тактические планы – "ветки на елке", а потом уже, в последнюю очередь, становятся ясны пути достижения этих целей по каждому отделу фирмы – "иголки на ветках". Может быть, это не совсем удачное и точное сравнение концепции стратегического менеджмента, но разделение составных задач при достижении целей на элементарные микрозадачи текущего дня – главное в любом планировании. Простую задачу дня сегодняшнего проще выполнить и проверить или переделать при необходимости. А вот понять, какие задачи нужно делать, можно лишь разложив всю стратегию от целого к элементарному. Такое разложение целостной задачи на составляющие элементы называют "пирамидой разработки стратегии".
Творческие подходы приветствуются, нестандартные решения специалистов привносят интересные пути решений проблем, что в итоге приносит лишь положительный результат. Творческие методы в бизнесе в настоящее время сильно отличают от остальных те компании, которые постоянно применяют их. Бизнес в стиле "фанк", описанный в одноименной книге, позволяет взглянуть на развитие компании с новой точки зрения. Таких способом много и применение их в разработке стратегии целесообразно.
Стратегический менеджмент – основа планирования на предприятии любой формы собственности. Построить Пирамиду стратегии можно в любой момент времени, главное – определить цель. Пути достижения поставленной цели вырабатываются в результате мозгового штурма специалистов, которые раскладывают по элементарным частицам каждый шаг и каждое действие ключевых отделов предприятия. Тотальный контроль на предприятии за выполнением текущих целей – важный аспект стратегического менеджмента и невыполнение поставленных текущих задач может привести к нарушению стратегии и изменению длительности достижения поставленной цели. Творческие методы и подходы как к постановке текущих задач, так и к их выполнению позволяют найти новые и интересные решения.
Любое предприятие может достичь своей цели в жестоком море бизнеса, только лишь разработав собственную стратегию менеджмента. Привлечение специалистов тоже позволит ускорить достижение поставленных целей при разработке и внедрении стратегического менеджмента на предприятии.
Игорь Ушаков
21.05.2008
Источник:
e-perspektiva
Читайте также:
Все статьи раздела "Управленческий и it-консалтинг"
|
|
|