|
Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».
Наша специализация: товары и услуги для офиса.
Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса |
|
![]() |
|
||||||||||
|
![]() |
Главная >> Управленческий и it-консалтинг >> Статьи >> Стратегическое управление: искусство завоевания возможностей | ![]() |
![]() |
![]() |
СтатьиСтратегическое управление: искусство завоевания возможностей Война и торговля – два главных занятия человечества. Они всегда рядом, как две стороны одной медали, но никогда не встречаются. Когда аргументы торговцев исчерпаны спор решает сила. Как победить врага? Как вести дела с максимальной прибылью? – Два вопроса, возникшие вместе с человечеством. Ответ на один из них начали искать сразу. Второму пришлось ждать до тех пор, пока кошелек торговца не сравнялся в силе с мечом солдата.
Такой инструментарий, позволил свести разработку стратегии компании, или даже государства, к выполнению понятных и очевидных процедур – как в стандартном финансовом анализе. Здесь необходимо отметить, что Портер некоторое время работал в администрации Р.Рейгана. Однако, через какое-то время, оказалось, что предложенные М.Портером схемы перестают работать. Для многих крупных корпораций и даже государств это оказалось шоком. В результате в 1993 – 1995 годах ряд крупных компаний закрывают отделы занимавшиеся разработкой корпоративной стратегии и переходят к старому, проверенному «практическому управлению». В чем же было дело? Как показали результаты позднейших исследований, М.Портеру удалось разработать очень близкий к идеалу алгоритм стратегии конкурентной борьбы, но – для прошлого, для индустриальной экономики. В начале 90-х годов в развитых странах шло активное формирование постиндустриальной или информационной экономики. Принципиально изменились сами объекты конкурентной борьбы (товары и услуги), пути прохождения сигналов рынка, возникли новые управленческие возможности. Очень хорошую, но запоздавшую методологию Портера необходимо было менять. Нужна была стратегия перехода из индустриального века в информационный. Ghost in the shell Прорыв совершили два человека: Гари Хэмел - профессор стратегического и международного менеджмента Лондонской школы бизнеса и К. К. Прахалад - профессор делового администрирования, корпоративной стратегии и международного бизнеса в Школе бизнеса Мичиганского университета. Их книга «Competing for the Future» выделила в чистом виде дух новой конкуренции и заковала его в броню методологии. Так что же они сделали? Во первых, был введен принцип «ключевой компетенции», позволяющий видеть не продукцию компании а имеющиеся в ее распоряжении возможности. Так, например ключевая компетенция компании Bayer AG – разработка и выпуск лекарственных препаратов, а не производство аспирина. Искать пути для получения конкурентных преимуществ необходимо в самом эффективном использовании ключевых компетенций, а не в товарах. Во вторых, был введен принцип базовой функциональности. Это означает, что компания торгующая, например сверлами продает на самом деле дырки. А тот же Bayer AG продает не аспирин, а избавление от головной боли и температуры. Принцип базовой функциональности позволил легко ответить на вопрос: «Как сделать мою продукцию лучше, чем у конкурентов?». Надо, чтобы ваша продукция лучше соответствовала базовой функциональности. Так вместо черной доски и мела появилась белая пластиковая доска и специальные маркеры. В-третьих, Г.Хэмел и К.Прахалад предложили ввести понятие «стратегической архитектуры» как «плана широкого овладения возможностями». Их идеи поставили экономическую мысль на грань революции, но, как обычно, существовал неучтенный фактор. Бог любит большие батальоны Неожиданно выяснилось, что, увлекшись прорывом в будущее, компания рискует таскать каштаны из огня для кого-то другого. Того, кто сохранил ресурсы и лучше владеет регулярными технологиями конкурентной борьбы. Новое исследование, проведенное компанией CSC Index, поставило на первое место рыночное лидерство и умение его добиваться. Были выделены три основных способа передать произведенные ценности потребителю:
Друзья, давайте будем жить! Появление трудов Джеймса Ф. Мура, а также Адама М. Бранденбургера и Барри Дж.Нейлбаффа заставило некоторые горячие головы заговорить о «конце конкуренции». Почему? Концепция Мура была абсолютно неожиданной и очень сильно отличалась от привычных взглядов на конкуренцию. Он говорил о том, что в современных условиях кооперация, сотрудничество с поставщиками и потребителями, обмен опытом с производителями, занимающими близкие рыночные ниши, становится гораздо более важным фактором успеха, чем непримиримая конкуренция. Непонимание этого факта, по Муру, - признак того, что вы в большой беде. Ваша компания оказывается не в состоянии эффективно конкурировать против целого кооперированного сообщества. При этом стратегия должна определять направление развития этой своеобразной «экосистемы». Муром были определены основные стадии развития такой бизнес-экосистемы и предложены возможные стратегии поведения для управляющих. Казалось бы совершенно другой подход предложили Адам М. Бранденбургер, профессор Гарвардской школы бизнеса, и Барри Дж.Нейлбафф, профессор Йельской школы менеджмента. Им удалось применить к анализу и разработке конкурентной стратегии математическую теорию игр. При этом ключевой концепцией оказалась «необязательность проигрыша». Успех в бизнесе может способствовать сразу всем, это называется «игра с ненулевой суммой». Поэтому необходимо правильно принимать решения, когда следует конкурировать, а когда сотрудничать. В итоге, разработанные этими учеными подходы, несмотря на абсолютно другой терминологический аппарат, оказались очень похожи на бизнес-экосистемы Джеймас Ф. Мура. Только у него речь шла об общих понятиях и принципах нового мышления, а Бранденбургер и Нейлбафф давали математический аппарат для принятия решения не акцентируя особого внимания на понимание ситуации в целом. Колючая альтернатива Все описанные до этого подходы к построению стратегии имеют одну общую черту – они ориентированы вовне компании. Взглянуть на ситуацию с другой стороны в своей книге «От хорошего к великому» попытался Джим Коллинз. В его книге обобщается успешный опыт 11 американских компаний, причем речь шла не о выборе той или иной стратегии, а о внутренней системе ценностей компании, которые позволяют им стать не просто хорошими, а выдающимися. Результаты наблюдений были обобщены Коллинзом в «концепции ежа», подразумевающей ответы на 3 вопроса:
Особенностью экономики является то, что «боевые действия» конкурентов не прекращаются ни на минуту. Военным теоретикам в этом отношении повезло больше. Любая война рано или поздно заканчивается, и появляется свободное время для того, чтобы определить причины побед и поражений и подготовиться к следующему раунду. Поэтому, обратившись к военной мысли, мы находим целый аппарат исследования стратегий. Наиболее полную формулировку понятий «стратегия» и «стратегическая цель» дал известный английский историк и военный теоретик сэр Бэззил Лиддел Гарт своем труде «Стратегия непрямых действий»: «Стратегия - это искусство распределения и применения военных средств для осуществления целей политики. Цель - добиться лучшего состояния мира, хотя бы только с вашей точки зрения». Или, если представить эту мысль графически:
То есть мы должны знать, ЧТО мы можем сделать, и КАК мы это будем делать. В своем определении сэр Бэззил говорит, естественно, о «военных средствах». А какие средства имеются в распоряжении компании? И что именно мы будем понимать под термином «средства»? В нашем случае «средства» это возможности, имеющиеся в распоряжении компании для ведения хозяйственной деятельности, и соответственно, для участия в рыночной игре. Любая функционирующая компания обладает очень большим спектром таких возможностей (назовем его «пространством возможностей»), но все их можно свести к нескольким группам:
На рисунке 2 представлена упрощенная схема, иллюстрирующая, как различные концепции стратегии конкурентной борьбы используют различные группы возможностей предприятия. Как можно заметить, каждая из концепций опирается на свой собственный набор возможностей. Столкновение с конкурентом, придерживающимся другой концепции и использующим набор возможностей, может закончиться непредсказуемо. Так, например, некоторые успешные инновационные компании не смогли ничего противопоставить стратегии захвата рыночного лидерства. В результате их технологическим прорывом воспользовались другие. Но почему авторы различных концепций стратегии конкурентной борьбы не используют всего пространства возможностей? Ответом на этот вопрос может стать еще одна цитата из Б. Лиддел Гарта: «Успех стратегии зависит главным образом от правильного учета и согласования цели со средствами. Цель должна сообразовываться с общим количеством имеющихся средств, а средства, используемые для достижения каждого промежуточного объекта на пути к конечной цели, должны соответствовать ее важности независимо от того, что при этом преследуется, захват ли самого объекта или достижение другого успеха. Излишек средств может быть так же вреден, как и их недостаток». Таким образом, ограничение используемых средств – в принципе правильный шаг, но к успеху он не привел, иначе, почему после М.Портера успело появиться и быть опровергнутыми столько новых различных концепций? Проблема в том, что, ограничив себя в выборе используемых средств, мы заранее становимся в более невыгодные условия, чем наш конкурент. В этом случае, картинка, приведенная на рис.1. принимает следующий вид: Зафиксировав средства мы, с одной стороны, привели их в соответствие с намеченной целью, а с другой, значительно сузили свои возможности. Как показал опыт хозяйственной деятельности последних 25 лет, это может привести к успеху, а может – и к поражению. В чем же может быть выход? Как выбрать адекватную стратегию конкурентной борьбы? 3. Расширение возможностей Для того, чтобы попытаться ответить на этот вопрос, посмотрим на конкурентную борьбу глазами абсолютного неудачника, банкрота, потерпевшего поражение и выкинутого с рынка. В каком состоянии он находится? И почему? Его неудача означает, что он не имеет больше никаких возможностей участвовать в рыночной игре. И вся история его падения – это постепенная утрата возможностей. Отсюда мы можем сделать очень простой вывод: оптимальной для компании станет та конкурентная стратегия, которая ведет к расширению числа возможностей. Чем больше у нас становится вариантов действий, тем устойчивее наше положение, тем дальше мы находимся от точки «0», точки абсолютного поражения. Похожие формулировки основного принципа стратегии встречается у самых различных специалистов в области стратегии и военной истории : Г. Гудериана, Б. Лиддел Гарта, Б.М. Шапошникова и других. Чтобы проиллюстрировать эту мысль рассмотрим два примера: 4. Резюме: критерий выбора Подводя итоги можно сказать: «Не существует и не может существовать оптимальной стратегии конкурентной борьбы. Стратегия, которая была лучшей и давала результаты еще вчера, завтра теряет актуальность и ведет к поражению и потере рынка. Но мы вынуждены выбирать определенную стратегию, поскольку в противном случае мы рискуем либо не делать ничего вообще и быть вытесненными с рынка, либо использовать средства, неадекватные поставленной цели, и тем самым свести на нет результаты своей победы». В качестве критерия для выбора оптимальной стратегии конкурентной борьбы можно предложить принцип расширения «пространства возможностей». Оптимальной стратегией станет та, реализация которой ведет к увеличению числа вариантов дальнейших действий (как, например, в случае ОАО «Завод металлоконструкций»). Можно привести многочисленные примеры того, как работает этот принцип: отказ машиностроительного предприятия от собственного заготовительного производства и переход на аутсорсинг, когда вместо единственного безальтернативного поставщика мы начинаем работать с несколькими предприятиями, конкурирующими между собой за контракт на поставку. Расширение номенклатуры выпускаемой продукции за счет привлечения внешнего инжиниринга. Концентрация инвестиций и управленческих ресурсов на ключевых компетенциях предприятия, когда в результате предприятие получает принципиально новый уровень качества продукции, или новые технологии, востребованные рынком. Естественно, принцип «расширения пространства возможностей» не может служить единственным критерием правильности выбранной предприятием стратегии конкурентной борьбы. Но, если надо выбрать из нескольких хороших вариантов стратегии лучший, то наверное стоит посмотреть – в каком случае мы приобретаем больше возможностей. * на основании данных открытых источников Вадим Гусаков Источник: BIZ Strategy Читайте также:
|
|
![]() |
|
||||||||||
|
![]() |
![]() |
Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары). © 2000 - 2025 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
Политика в отношении обработки персональных данных |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|