Здравствуйте!
Вы попали в отраслевое маркетинговое агентство officemart.ru, охватывающее все аспекты обеспечения современного офиса необходимыми товарами и услугами.

Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».

Наша специализация: товары и услуги для офиса.

Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.

Предварительный запрос

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Все разделы Officemart (64)
Главная | Карта сайта | Разместить рекламу | Конкурсы | О проекте | Рассылка | Помощь | Регистрация | Вход
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса
Бизнес услуги / Банковские услуги
Главная >> Банковские услуги >> Статьи >> Закрытый спорт-клуб
Для нас важно ваше мнение. Стань экспертом!




Статьи


Закрытый спорт-клуб

Россия торопится рассчитаться с долгами бывшего СССР перед Парижским клубом. В течение августа странам-кредиторам будет переведено $22 млрд, из которых $1 млрд составит премия за досрочное списание долга. Не исключено, что сразу же после этого начнется распад некогда могущественной организации, лишившейся смысла существования.

В 1982 году тогдашний глава Citibank Уолтер Ристон произнес знаменитую фразу: «Страны не становятся банкротами». Формально он был прав: в отличие от публичной или частной компании государство, отягощенное долгами, не может пройти официальную процедуру банкротства. Однако ситуации, когда страны, переживающие финансовый кризис, не могут исполнить свои обязательства перед кредиторами, возникают в современном мире не так уж редко.

Избежать наиболее неприятного варианта развития событий помогает обращение в своеобразный «суд по делам о несостоятельности государств» – Парижский клуб кредиторов. Здесь можно договориться об отсрочке выплаты в обмен на политические уступки или доступ к природным ресурсам. В июне эта неформальная организация, венчающая систему межгосударственных кредитов, отпраздновала 50-летний юбилей. Многие считают, что главные ее победы остались в прошлом: крупнейшие заемщики и кредиторы сейчас стремятся строить отношения друг с другом без участия Парижского клуба.


Семейный бюджет

История Парижского клуба началась в 1956 году, вскоре после того, как Аргентина объявила дефолт по обязательствам перед иностранными кредиторами на $500 млн.

Огромные долги остались стране в наследство от свергнутого незадолго до этого президента Хуана Доминго Перона и его супруги – легендарной Эвиты, которая до своей смерти в 1952 году возглавляла министерство труда. В 1945 году Эва Перон основала фонд социальной помощи, дав ему свое собственное имя, который со временем превратился в крупнейшее и самое коррумпированное благотворительное учреждение в мировой истории. Эта организация с одобрения президента взяла на себя полномочия целого ряда ведомств – министерства образования, труда и социального обеспечения. На нужды фонда регулярно выделялись государственные субсидии, объем которых достигал $40 млн в год. Кроме того, он получал колоссальные доходы от монопольных прав на экспорт и импорт целого ряда товаров. Фонд поставлял аргентинскую пшеницу и другие сельхозпродукты на внешние рынки, ввозил в страну медикаменты, автомобили, промышленное и сельскохозяйственное оборудование.

Юридический статус фонда оставался неопределенным. Формально он подчинялся правительству, но при этом парламент законодательно закрепил право Эвы Перон распоряжаться всеми активами фонда по собственному усмотрению, в том числе передавать в дар и завещать. Не случайно в 1950 году Хуан Перон в разговоре с соратниками признался: «У Эвиты теперь даже больше денег, чем у меня». Доходы фонда в то время достигали $500 млн в год, о масштабе расходов можно было только догадываться, поскольку организация ни перед кем в них не отчитывалась. Согласно официальной статистике, с 1946 по 1953 год – то есть в период, когда Эвита возглавляла фонд, – золотой запас Аргентины сократился в семь раз, а внешний долг страны вырос втрое.

Часть средств, перекачанных из казны в карман первой леди, осела на номерных счетах в европейских банках, остальные были потрачены на политическую рекламу и усмирение рабочих перед президентскими выборами 1952 года. Хуан Перон выставил на них свою кандидатуру, нарушив конституцию, которая ограничивала срок его правления двумя президентскими сроками. Он не мог опереться на поддержку армии, против него были настроены все политические силы страны, зато накануне выборов за счет средств фонда средняя зарплата аргентинского рабочего была увеличена в три раза, и народ отдал голоса за Перона.


Dress-code и face-control

После свержения Перона Аргентина оказалась на грани финансовой катастрофы. Дефолт грозил ее кредиторам огромными потерями. Французское министерство финансов предложило им провести встречу с представителями страны-должника на нейтральной территории – в Париже. Там были достигнуты договоренности о реструктуризации аргентинского долга и отсрочке платежей. Главным же результатом встречи стало соглашение между странами-кредиторами о создании «единого фронта». Каждая из них обещала не тянуть одеяло на себя, добиваясь более выгодных условий погашения кредитов за счет интересов других.

Эти переговоры помогли Аргентине избежать дефолта. Эксперимент солидарной работы кредиторов и должников был признан удачным, и с тех пор заседания Парижского клуба стали проходить регулярно.

В 1950 – 1970-х годах деятельность этой организации не привлекала интереса широкой публики, ее масштаб был куда скромнее, чем сегодня. Первые двадцать пять лет существования Парижский клуб рассматривал не более четырех дел в год, причем страны-должники могли рассчитывать только на реструктуризацию и отсрочку, но не на списание долгов.

Однако в 1980-х годах экономическая ситуация в мире резко изменилась. Саудовская Аравия отказалась исполнять требования ОПЕК по ограничению добычи нефти, цены на энергоносители рухнули. В результате этого страны, живущие за счет их экспорта, оказались на краю долговой ямы. В конце 1980-х стала реальной перспектива банкротства СССР и его сателлитов – в этот период Восточный блок существовал лишь благодаря внешним заимствованиям.

Роль Парижского клуба при этом заметно выросла: в 1989 году был установлен рекорд его активности: «суд по делам о несостоятельности государств» рассмотрел 24 дела. Стали разнообразнее методы работы Парижского клуба с должниками: помимо реструктуризации и отсрочек начал, все чаще использоваться такой прием, как частичное списание долгов – в некоторых случаях до 80%. Как правило, он применялся к бывшим соцстранам, которые резко меняли политическую ориентацию и присоединялись к западным военным и политическим альянсам.


Неформалы с традициями

При этом Парижский клуб, в котором после окончания «холодной войны» вершилась мировая политика, не стремился институционализироваться в форме надгосударственной или международной организации. Он продолжал функционировать как «неформальная группа официальных кредиторов» – такое определение до сих пор можно прочитать на сайте клуба. У него нет ни устава, ни штаб-квартиры, ни даже постоянного штата сотрудников. Деятельность клуба регламентируется множеством традиций и неписаных правил, которые строго соблюдаются на протяжении десятилетий.

Пост президента обычно занимает генеральный директор французского казначейства (в настоящий момент это Ксавье Мюска), обязанности вице-президентов исполняют его заместители. Секретариат Парижского клуба сформирован из сотрудников министерства финансов Франции, и зарплату им платит правительство этой страны.

В настоящее время в Парижский клуб входят 19 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Россия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. В 2005 году начались переговоры о присоединении к этому списку Китая.

Как правило, страны-участницы на заседаниях клуба представлены высокопоставленными чиновниками их министерств финансов, реже – министерств иностранных дел. Делегацию страны-должника обычно возглавляют министр финансов и/или глава Центробанка.

Члены клуба собираются в Париже раз в месяц, за исключением февраля и августа. Сессия длится от двух до пяти дней. Программа каждой встречи обязательно включает в себя так называемую обзорную экскурсию (tour d’horizon) – анализ ситуации по долгам в конкретно взятых странах. Любой кредитор имеет право поставить на повестку дня положение дел в том или ином государстве. Эти «экскурсии» дают возможность обменяться информацией, заблаговременно поставить друг друга в известность о возможных проблемах, а также подготовить почву для будущих переговоров. Результатом tour d’horizon может стать совместное послание властям страны-должника.

Центральный пункт программы – переговоры с вызванными «на ковер» странами-должниками. Обычно на них уходит один день, хотя каких-то специальных требований по продолжительности нет. Самые короткие переговоры состоялись в октябре 1983 года с делегацией Малави: они заняли всего час. Бывают и обратные ситуации, когда многодневные обсуждения заходят в тупик и заканчиваются ничем.

В среднем Парижский клуб проводит переговоры с 15 – 20 странами в год, что приводит к отсрочке или списанию долгов на $20 – 30 млрд. Иногда эта цифра еще выше. К примеру, в 2004 году клуб реструктуризировал $50 млрд (в основном за счет списания задолженности Ирака). Всего c 1983 года было заключено около 400 соглашений с более чем 80 странами-должниками, что привело к реструктуризации долгов более чем на $500 млрд.


Правила игры без правил

Существует ряд условий, на которых Парижский клуб соглашается реструктуризировать долги. Прежде всего, должно быть очевидно, что если условия погашения кредита не будут изменены, задолжавшая страна вообще не сможет выполнить свои обязательства перед внешними кредиторами. В оценке ситуации Парижский клуб обычно опирается на прогноз Международного валютного фонда относительно данного государства; кроме того, в некоторых случаях туда может быть направлена группа экспертов.

Другое необходимое условие: страна-должник обязуется провести у себя реформы, направленные на улучшение экономической ситуации и восстановление платежеспособности. Обычно ей предлагается программа, рекомендованная и поддержанная Международным валютным фондом. Более того: само наличие подобной программы уже может служить доказательством, что страна нуждается в отсрочке или аннулировании долгов.

Это правило довольно часто критикуют: по мнению противников Парижского клуба, навязанные таким образом реформы не всегда соответствуют реальной ситуации и могут только обострить политическую напряженность в государстве.

Парижский клуб нередко упрекают в ангажированности: многие его решения, несомненно, продиктованы скорее политическими, нежели экономическими соображениями. Действительно, одним странам удается добиться более благоприятных условий погашения кредитов, чем другим. Например, в 2004 году клуб принял решение об аннулировании 80% иракских долгов – считается, что это был реверанс в сторону США, под чьим контролем сейчас находится эта страна. Ранее подобные льготные условия были предоставлены Польше (50%), а также Сербии и Черногории (67%). В то же время азиатские страны, пострадавшие от цунами в декабре 2004 года, получили лишь отсрочку выплаты на год, им не списали ни цента.

Подобный «разнобой» является отражением еще одного ключевого принципа Парижского клуба: дело каждой страны рассматривается в индивидуальном порядке «case by case», так что о какой-либо унифицированной системе стандартов работы с должниками говорить не приходится. Все решения принимаются на основе консенсуса между участниками. Они также подразумевают, что никто из членов клуба не будет добиваться более выгодных для себя условий в обход остальных. Важный момент: страна-должник не имеет права использовать уступки, сделанные в ее адрес Парижским клубом, для того, чтобы быстрее расплатиться по другим долгам.


Юбилейные сомнения

Свой юбилей Парижский клуб встретил не только с традиционным в таких случаях оптимизмом, но и с некоторой тревогой. Выступая 14 июня на праздничном заседании, Ксавье Мюска был откровенен: «Когда понимаешь, что тебя могут упразднить, изо всех сил стараешься быть полезным». Действительно, в системе межправительственных кредитов сейчас наступил период затишья, характеризующийся отсутствием бурных экономических кризисов. При этом все чаще поднимается вопрос: а нужен ли вообще Парижский клуб?

Рынок природных ресурсов сейчас на подъеме, и все больше стран предпочитают использовать доходы от сырьевого экспорта для того, чтобы досрочно рассчитаться с кредиторами, лишив их обещанных процентов. Среди них не только Россия, но и такие страны, как Алжир, Бразилия и Перу, к которым вроде бы навечно приклеился ярлык «развивающихся». Сейчас они не только прекратили выпрашивать кредиты, но и сами охотно дают в долг, чем составляют прямую конкуренцию членам Парижского клуба.

Особенно волнует Мюска и его коллег политика Китая, который в прошлом году предоставил $2 млрд в долг Анголе, а в этом году добавил еще $1 млрд. Это произошло на фоне переговоров о реструктуризации $9,5-миллиардного долга Анголы Парижскому клубу, начатых в апреле этого года. Дабы избежать конфликта интересов, члены клуба пытаются убедить Китай, а также Бразилию, в отношении которой возникают схожие опасения, присоединиться к ним на правах полноправных участников.


Юлия Мифаева

31.08.2006
Источник: Деловой еженедельник "Компания"


Читайте также:

 Все статьи раздела "Банковские услуги"


ВХОД В КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
 

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Я забыл пароль Регистрация
Всего в этом разделе:
      42 компании

Бизнес услуги / Банковские услуги

Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары).
© 2000 - 2024 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
За достоверность информации, размещенной абонентами, портал OfficeMart.Ru ответственности не несет.
Веб-дизайн, разработка сайта, продвижение сайта - Текарт
Все замечания, предложения и пожелания отправляйте по адресу manager@officemart.ru, по телефону (495) 790-75-91 или ICQ: 442880368.
Политика в отношении обработки персональных данных


Рейтинг@Mail.ru
Стань экспертом!