|
Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».
Наша специализация: товары и услуги для офиса.
Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.
|
|
|
|||||||||||||||||||||
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса |
|
|
||||||||||
|
Главная >> Банковские услуги >> Статьи >> Должны ли предприятия опасаться Базель-2? |
|
СтатьиДолжны ли предприятия опасаться Базель-2? 1. Постановка проблемы
По действующим в настоящее время правилам Базель-1 банки при выдаче кредитов предприятиям для случая потерь от их «выпадения» должны паушально резервировать собственный капитал в размере 8% от балансовой стоимости кредита. При этом реальная кредитоспособность предприятия – ААА или С – не играет никакой роли. Такое положение больше не соответствует требованиям банковской экономики и создаёт неверные стимулы: кредитополучатель с хорошей (очень) кредитоспособностью платит слишком большую, а кредитополучатель со слабой кредитоспособностью - слишком малую надбавку за риск. Минимально требуемый собственный капитал банка (СК) может быть рассчитан по следующей формуле: СК = Сумма кредита x вес риска х процент Сегодня для предприятий вес риска составляет 100% независимо от его рисковой ситуации, что ведёт к 8% резервирования СК банка. Существенное изменение, вносимое Базель-2, состоит в том, чтобы требования к кредитным институтам по собственному капиталу сделать зависимыми от экономического риска предоставляемых кредитов или, так называемого, риска «выпадения» кредита или клиента. Риск выпадения клиента – кредитоспособность клиента – расследуется без учёта имеющегося у клиента обеспечения (залога, гарантий) через собственную банковскую, статистическую оценку (Probability of Default – PD) на следующий годовой период. Клиенты с плохой кредитоспособностью имеют более высокую вероятность выпадения, чем клиенты с лучшей кредитоспособностью. Так как PD-оценка делается без учёта имеющегося у клиента обеспечения банк обязан получить от клиента требуемую информацию даже в том случае, если кредит полностью обеспечен клиентом. Если наступает случай выпадения клиента, тогда банк должен определить размер возникших убытков. Размер убытков (Loss given Default – LGD) наряду с расходами и сроком реализации обеспечения зависит от того, в каком объёме предоставлено это обеспечение. Необеспеченные кредитные требования таким образом имеют тенденциально более высокие LGD, чем обеспеченные. Таким образом, соответствующий вес риска, значительно влияющий на размер резервируемого СК, в свою очередь существенно зависит от вероятности выпадения (PD) и размера потерь при выпадении (LGD). Другие факторы – это срок кредита, сумма кредита к дате его выпадения (Exposure at Default – EaD) и для предприятий с годовым оборотом до 50 млн. евро (Германия) - индивидуальный годовой оборот предприятия (Sizefaktor). С увеличением срока и суммы кредита увеличивается и сумма резервируемого капитала банка. В диапазоне годового оборота предприятия от 50,0 млн. до 5,0 млн. евро размер резервируемого капитала при прочих равных условиях уменьшается (максимальное освобождение 20%). Выше 50,0 и ниже 5,0 млн. величина годового оборота не имеет влияния на размер резервирования капитала. Из различия между определением PD и размером убытков LGD, если наступает случай выпадения кредита, становится понятно, что нужно различать два, так называемых, рейтинговых измерения:
Оба измерения должны анализироваться и оцениваться отдельно. Далее рейтинг кредитоспособности и рейтинг транзакции соединяются в рейтинг кредитного догвора. Базой для этого является ожидаемый убыток (Expected Loss – EL) от такого договора. EL рассчитывается по формуле: EL = PD x LGD Оцениваемое значение EL используется затем банком в калькуляции индивидуальных для клиента расходов на риск, а ожидаемые потери , как показано выше, участвуют в расчёте резервируемого СК. Оба параметра имеют важное значение для расчёта цены предложения по кредиту. Различные подходы Базель-2 различает три различных подхода, по которым банки могут расследовать требуемый собственный капитал. Наряду с «модифицированным стандартным» подходом, при котором рейтинг не играет никакой роли, имеется два подхода, базирующихся на внутреннем банковском рейтинге (IRB = Internal Ratings Based):
Таблица ниже разъясняет важный для средних предприятий «краеугольный камень» новых правил Базель-2: при использовании банком одного из IRB-подходов: обычные для средних предприятий виды обеспечения могут признаваться в значительно большем объёме, чем по ещё действующим правилам Базель-1. Это действительно в особенности для переуступки прав требований по поставкам товаров и услуг, складским товарным остаткам и движимому имуществу.
3. Мнение банков или так называемый компромисс для малых и средних предприятий По инициативе немецких банков и при поддержке немецкой политики были достигнуты чувствительные улучшения правил Базель-2 по резервированию собственного капитала при выдаче кредитов малым и средним предприятиям. Для целей расчёта резервируемого капитала кредитополучатели рапределены в различные классы. Важнейшие из них:
Если возможно отнесение предприятия к Retail-классу, тогда оно получает преимущества по отношению к класу «Предприятия» в следствии более низких требований по резервированию банковского капитала. В Германии к Retail-классу могут быть отнесены около 2,77 млн. из 2,93 млн. предприятий, имеющих годовой оборот до 2,0 млн. евро. При этом принимается, что предприятия могут получать кредиты объёмом до половины своего годового оборота. Для индустриальных средних предприятий с годовым оборотом до 50,0 млн. евро, принадлежащих классу «Предприятия», освобождение предоставляется по уже описанному выше Sizefaktor. В этот сегмент попадают около 166,0 тыс. Предприятий, что составляет 5,2% всех предприятий Германии. Таким образом, в целом около 99,7% немецких предприятий могут получить в обоих «преференциях»: Retail-класс и Sizefaktor. Многие исследования по теме финансирования средних предприятий, особенно со стороны банков, приходят к выводу, что новые подходы к расчёту резервирования собственного капитала банков не будут негативно воздействовать на финансирование средних предприятий. Наоборот, более тонкая процедура присвоения рейтинга может позитивно повлиять на готовность банков к предоставлению кредитов (аппетит к риску). Банки также считают доказанным, что для средних предприятий в среднем не следует ожидать чёткого повышения кредитных процентов 4. Мнение представителей предприятий Немецкий Центральный Союз ремесленников (ZDH) считает, что хотя Вазель-2 содержит некоторые улучшения в сравнении с Базель-1, но далеко ещё не решил удовлетворительно оставшиеся проблемы. Обхождение с Retail-клиентами при IRB -подходе Как уже говорилось выше, банки могут отнести малые и средние предприятия к Retail-классу с определёнными выгодами для последних. Однако второй предпосылкой для такой классификации как и прежде остаётся, что с кредитами предприятиям будут обходиться точно таким же образом, как и с кредитами частным клиентам (так называемый «Use test»). С точки зрения ZDH это является полностью ошибочным подходом. Потому, что этим создаётся стимул плохого обхождения с предприятиями (например, отсутствие квалифицированного консалтинга, рассчитанного на потребности предприятий) только для того, чтобы суметь принять их в Retailportfolio. Наряду с этим существует также опасность непринятие во достаточное внимание рисков. Должны быть созданы условия, при которых предприятия- кредитополучатели будут интенсивно курироваться со стороны банков и в то же время могли быть интегрированны в Retailportfolio банка. Вместо так называемого «Use test» для включения предприятий в Retailportfolio должны быть привлечены исключительно размерные критерии, как например, объём кредита и годовой оборот. Это вытекает из того, что особенный риск кредита малым и средним предприятиям, оправдывающий Retail-подход, результируется прежде всего из размеров предприятия или же кредитов, а не из применяемой технологии риск-менеджмента. К тому же для Retail-требований банки должны иметь право сами определять параметры риска PD, LGD и EAD как при базовом, так и прогрессивном подходе. Также банки, использующие исключительно базовый подход и которым контрольные органы задают параметры LGD и EAD, должны в следствии этого быть в положении определять эти параметры самостоятельно. Другими словами, должно быть установленны такие правила, которые позволяют также малым банкам исполнять требования Базель-2 при расследовании параметров без дополнительных расходов. Оценка обеспечения Расширение объёма признаваемых видов обеспечения конечно же оценивается предприятиями позитивно. Но, например, в Германии обычные поручительства – гарантии по кредиту или неплатежам по кредитам – приняты во внимание не совсем взвешенно. В актуальном издании Базель-2 речь идёт только лишь о гарантиях, чьё определение не во всех случаях равнозначно определению поручитаельства. Гарантии пишутся как «непосредственная, настоятельно неотзывная и безусловная». Обычные немецкие государственные и земельные поручительства не являются ни «неотзывными», ни «безусловными». Отзыв поручительства допускается законодательно, а само поручительство связано с содержанием договора и, таким образом, не является «безусловным». Исходя из вышесказанного, возникают сомнения в том, что в Базель-2 поручительства наравне с гарантиями признаются в качестве снижающего риск обеспечения и определение гарантии соответственно адаптированно. 5. Мнение консультантов: факторы успеха Банки рассматривают оценку кредитоспособности клиентов как своё важнейше задание. Поэтому новые требования Базель-2 принципиально имеют смысл, так как адекватная, неискажённая оценка клиентов лежит в интересах банков. Такая честная и объективная оценка лежит также в интересах клиентов, так как предприятия получают взешенный отклик о своей ситуации. Кредитный рейтинг в этом смысле может рассматриваться как консультация или услуга банка. Хороший кредитный рейтинг даёт предприятию конкурентные преимущества, плохой рейтинг показывает слабые места и создаёт возможность для принятия необходимых мер по испраленияю ситуации. Новые математически-статистические способы расчётов в необходимом объёме стандартизированны, но в то же время оставляют достаточное игровое пространство для индивидуальной экспертизы клиентов. Качество результатов рейтинга решающим образом зависит от того, как и в каком объёме клиент поставляет банку требуемую для оценки информацию. Задача лучшего снабжения банка информацией ставит предприятия перед необходимостью адаптации своей информационной менеджерской, контроллинговой систем и системы планирования. Предприятиям настоятельно рекомендуется готовиться к проведению внутреннего банковского рейтинга, чтобы по обстоятельствам избежать получения плохой оценки, которая навсегда остаётся в его кредитной истории. Здесь хорошую поддержку предприятиям окажет соответствующие методические материалы. 4 Обсуждение и совместная проработка результатов рейтинга имеют центральное значение для интенсификации и улучшения отношений между банком и предприятием. Это является предпосылкой для создания взаимного доверия и партнёрских отношениий. Принимая во внимание, что в условиях ужесточения конкуренции банки получают дополнительный стимул к отбору «хороших» клиентов, к заёмщикам будут предъявляться требования в отношении повышения квоты собственного капитала, как к одному из основных показателей оценки. Таким образом, если предприятие желает кредит, то оно нуждается в собственном капитале. Если собственного капитала недостаточно, то тогда оно должно сначала «добыть» собственный капитал, чтобы затем вообще смочь получать кредитное финансирование. Альтернативные банковскому кредиту формы финансирования, которые предприятия должны использовать в том числе и для улучшения своего кредитного рейтинга, не являются предметом данной статьи. 5 Если вышеназванные факторы успеха в отношениях «банк-клиент» будут реализоваться постоянно, тогда предприятиям не следует опасаться введения в банковскую систему Базель-2. Ссылки: 1 Daten, Fakten, Argumente. Bundesverband deutscher Banken, Berlin, Juni 2005 2Quelle: Bericht KfW , März 2003 3Retail – английское слово буквально обозначающее «малая/розничная торговля» или «перепродажа» 4Практическое руководство для самостоятельного определения кредитного рейтинга предприятия и условий предоставления кредита «Базель-2 на практике: саморейтинг предприятия». Max Hait, www.finance-dms.com/rating-basel.html 5Брошюра «В поиске собственного капитала. Краткое руководство для предприятий», Max Hait, www.finance-dms.com/betaeilkap.html Max Hait Источник: www.finance-dms.com Читайте также: Все статьи раздела "Банковские услуги" |
|
|
||||||||||
|
Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары). © 2000 - 2024 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
Политика в отношении обработки персональных данных |