Новости
17.10.2012 Центральный банк будет единственным регулятором российских финансов
Руководство Минфина РФ утвердило масштабный проект реформирования системы управления отечественных финансов. К концу 2013 года Центробанк станет главным надзирающим органом, взяв на себя значительную часть функционала Федеральной Службы по финансовым рынкам.
Сейчас ЦБ РФ сосредоточен на работе с коммерческими банками, занимаясь их рефинансированием и контролем выполнения рыночных правил. ФСФР отвечает за «небанковский» сектор, надзирая за участниками фондового рынка и страховыми компаниями. За год с небольшим Центробанк должен объединить все перечисленные функции, став мегарегулятором российских финансов.
Основная аргументация проводимой Минфином реформы сводится к следующим планируемым выгодам:
• Возможность эффективного контроля из единого центра всех участников рынка, ныне подотчетных ЦБ и ФСФР. Разделение организаций по принципу «банковская/небанковская» за последние годы стало условным, эти виды деятельности интегрируются друг с другом все глубже. Например, надзор за банком может потребовать отслеживания работы его материнских или дочерних структур, которые подотчетны ФСФР. Организация повседневного синхронного сотрудничества ЦБ и Федеральной службы по финансовым рынкам весьма проблематична;
• Ликвидация почвы для «конфликта полномочий» между соответствующими подразделениями нынешних регуляторов финансовой системы;
• Небанковские участники рынка получат юридическую основу использовать Центробанк как последнюю (высшую) кредитную инстанцию. Банк России не будет оказывать такую услугу на регулярной основе, но в случае форс-мажорных или кризисных явлений пенсионные фонды и страховые компании смогут рассчитывать на его деятельную поддержку.
Международный опыт в области слияния полномочий организаций, регулирующих финансы в национальном масштабе, имеет разнонаправленный характер:
1. В США даже в тяжелый момент кризиса 2008-2010 годов ФРС не удалось добиться от конгресса дополнительных контролирующих полномочий. В Великобритании единое FSA – Управление по финансовому надзору и регулированию – с 2012 года упраздняется, его деятельность будет разделена между Банком Англии и двумя другими самостоятельными структурами. Франция отказалась от единого надзорного органа еще несколько лет назад.
2. В Германии бюро BaFin аккумулировало все функции финансового надзора, Бундесбанк занимается только рефинансированием. Германский мегарегулятор BaFin даже не зависит от бюджета, так как содержится на обязательные отчисления коммерческих организаций – как «банковских», так и «не банковских». Сингапурское монетарное управление MAS выполняет все функции российских ЦБ и ФСФР. Структуры MAS занимаются контролем валютных потоков, рефинансированием банков, эмиссией денежных знаков и являются регуляторами рынка ценных бумаг, пенсионных фондов и страховых компаний.
Проект реформы регулятивной системы в России имеет значительное сходство с сингапурской MAS и германской BaFin. Центральный Банк РФ обладает укомплектованным штатом специалистов в области надзора за финансами и легко станет базовой организацией всей контролирующей системы. ЦБ более чем самоокупаем, его прибыль может использоваться для покрытия неизбежных расходов в связи с расширением полномочий. По оценкам аналитиков, «надзорный блок» Центробанка составляют порядка 4.000 сотрудников весьма высокой квалификации и соответствующего опыта.
Информация о судьбе Федеральной службы по финансовым рынкам носит скудный характер, но об упразднении организации речи не идет. Из возможных зон ответственности для ФСФР после реформирования ЦБ наиболее вероятными является регистрация участников рынка, защита прав инвесторов и противодействие инсайдерской деятельности.
Описание портала "Рreumnoj.ru"
Все Новости раздела "Банковские услуги"
|