Новости
22.05.2008 Кто такой медиатор и чем он может быть полезен?
Весной на РЕН-ТВ стартовал новый проект Павла Астахова «Три угла». Ток-шоу интересно тем, что зрители могут увидеть, как работает профессиональный медиатор.
Никакого отношения к лирическим гитарным переборам он не имеет. В переводе с латинского mediatio означает «посредничество». Медиатор – человек, который берет на себя эту функцию в конфликтных ситуациях. Сама профессия появилась в США после Второй мировой войны как направление конфликтологии. В Россию она просочилась в 1991–92 годах. Тогда несколько психологов стали первыми медиаторами в стране – их обучила группа американских специалистов.
Лучшими медиаторами были «братки»: в случае неудачных переговоров они могли лишиться жизни. Сейчас бизнес цивилизованный, и ставки уже не на жизнь, а на репутацию компании. Слияние фирм, финансовые или другие конфликты… Их разрешение через суд – темное пятно в корпоративной истории. Специалисты утверждают, что в 80% случаях переговоры с участием медиатора заканчиваются успешно: человек должен максимально хладнокровно оценить ситуацию, учесть интересы всех сторон и предложить соломоново решение. Любимая шутка всех конфликтологов – «если у тебя нет конфликтов, проверь, есть ли у тебя пульс» – достаточно актуальна. Правда, в нашей стране профессиональных медиаторов не так уж и много. А вот за рубежом специалист по конфликтам уже не является новинкой: в Англии его услугами пользуются 50 % «спорщиков», в Китае – около 30%, а в США этот метод настолько распространен, что в некоторых случаях люди по закону обязаны пройти процедуру медиации до обращения суд.
Мария Игоревна Арсеньева, сертифицированный медиатор «Российско-американской программы конфликтологии»:
– Я считаю, что медиация – это скорее метод практической конфликтологии,чем профессия. Единственное, что может помешать человеку стать хорошим медиатором – это осознание того, что он-то знает, как надо.
В Санкт-Петербурге профессионалов готовят только на кафедре конфликтологии СПбГУ. Далеко не все студенты обладают достаточным уровнем медиации. Я могу сказать, что из людей, которые обучаются в «Центре разрешения конфликтов», успешны не более 40 %.
В России существуют образовательные программы для медиаторов. Ознакомительные – для тех, кто этим интересуется, но не уверен в том, что будет этим заниматься, и программы для выхода на профессиональный уровень. Стоимость последней в нашем Центре – 34 тысячи рублей.
На сегодняшний день в реестре профессий нет понятия «медиатор». Поэтому говорить об окладах нельзя. Даже если человека возьмут на предприятие, где он будет заниматься медиацией, его все равно оформляют как другого специалиста. Если же медиатор является независимым экспертом, ставки варьируются от 150 руб. до $300 и более в час.
Тагир Магометрасулович Гамзатов, старший преподаватель кафедры конфликтологии (факультет философии и политологии СПбГУ):
– Не секрет, что к нам на факультет приезжают обучаться медиаторы со всей России. На первом-втором курсе они, как и любые другие студенты, собирают информацию о предмете. Знакомятся с понятием конфликтологии, с классическими трудами по этой науке. Потихоньку мы даем им практические предметы. К концу второго курса, к середине третьего они начинают чувствовать, что занимаются именно деятельностью, связанной с конфликтами. Естественно, ребята уже берутся за курсовые работы с трепетом: сами предлагают темы, взвешивают каждое слово. Многие студенты, закончившие наш курс, работают сейчас в МВД и в политических структурах.
Дарья Хабарова, Юлия Лилишенцева
Компания: Кадровый вопрос
Все новости компании Кадровый вопрос
Все Новости раздела "Кадровые агентства"
|