Здравствуйте!
Вы попали в отраслевое маркетинговое агентство officemart.ru, охватывающее все аспекты обеспечения современного офиса необходимыми товарами и услугами.

Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».

Наша специализация: товары и услуги для офиса.

Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.

Предварительный запрос

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Все разделы Officemart (64)
Главная | Карта сайта | Разместить рекламу | Конкурсы | О проекте | Рассылка | Помощь | Регистрация | Вход
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса
Кадры / Кадровый консалтинг
Главная >> Кадровый консалтинг >> Статьи >> Кадровый дефолт
Для нас важно ваше мнение. Стань экспертом!




Статьи


Кадровый дефолт

Иллюстрация: Максим Прокопенко

Проблема дефицита кадров в промышленности Петербурга и Ленобласти существует уже несколько лет. Сейчас же она вышла на новый уровень — возникла реальная угроза сворачивания уже заявленных крупных проектов и, как следствие, снижения притока инвестиций в эти регионы в будущем.
Ошибки из-за инвестиционной лихорадки

Промышленность Северо-Запада России, главным образом Петербурга, столкнулась с нехваткой рабочей силы пять-шесть лет назад. Тогда, после дефолта 1998 года, она начала наращивать объемы производства. Сначала о дефиците кадров заговорили судостроители, потом строительные компании. В последнее время кадровый кризис затронул энергетическую отрасль. «Мы столкнулись с проблемой отсутствия компетентных кадров — не хватает инженеров, монтажников, наладчиков», — говорит генеральный директор электромонтажной компании ITM Group Сергей Семкин.

До недавних пор кадровый дефицит в регионе приводил лишь к неадекватному (относительно производительности труда) росту зарплат, что негативно отражалось на конкурентоспособности предприятий. Сейчас нехватка рабочих рук, причем не только высококвалифицированных, становится препятствием для реализации промышленных инвестиционных проектов. «Значительная часть заявленных на сегодня проектов либо не будет выполнена вообще, либо их реализация ограничится только первой очередью, и развития на перспективу в тех объемах, о которых говорится сегодня, не будет», — говорит вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас.

По мнению чиновника, кадровый дефицит прежде всего ударит по наиболее крупным проектам, требующим значительных трудовых ресурсов, таким как вагоностроительный завод в Тихвине, мощность которого должна составить 10 тыс. вагонов в год. Для работы на этом предприятии требуется нанять около 12 тыс. человек. Кадровый голод в полной мере ощутит и строительство новой атомной электростанции в Сосновом бору под Петербургом, для возведения которой необходимо постоянное присутствие на стройплощадке 17 тыс. работников разной квалификации. Среди потенциальных жертв разворачивающегося кризиса и проект развития порта Усть-Луга вместе с припортовой промышленной зоной и новым городом на 45 тыс. жителей, необходимым для того, чтобы этот логистический и промышленный центр мог функционировать.

При этом, по прогнозу Петростата, к 2015 году трудоспособная часть населения Ленобласти сократится примерно на 60 тыс., а Петербурга — на 180 тыс. человек. Сегодня суммарный дефицит рабочей силы в обоих регионах достигает 100 тыс. человек. А для реализации новых экономических проектов, которые уже находятся в той или иной стадии реализации, потребуется еще около 250 тыс. человек (эта цифра рассчитана исходя из общего объема заявленных инвестиций и нормы инвестиций на одно рабочее место).

Жареный петух — на изготовку

В создании кризисной ситуации свою роль сыграли как общероссийские факторы — старение квалифицированных кадров и перетекание молодежи в сферу торговли и сервиса, развал системы подготовки, — так и недостаточно продуманная инвестиционная политика, главным критерием которой является объем инвестиций. Стремясь в кратчайшие сроки накачать экономику региона инвестициями (их суммарный объем только в Ленобласти уже достигает 1 трлн рублей), власти поддерживают масштабные проекты, похоже, не соизмеряя их с наличествующими трудовыми ресурсами. Результат — реальная угроза уменьшения масштабов уже объявленных инвестиционных проектов, о которой говорит Двас.

Между тем дефицит кадров, судя по всему, уже влияет на инвестиционную привлекательность регионов. Так, концерн Volkswagen выбрал для строительства своего сборочного и компонентного производства Калугу главным образом потому, что здесь есть трудовой резерв, а власти обязались сделать все для обучения будущих работников Volkswagen: создан областной центр подготовки рабочих, а в местном техническом университете открыт факультет автомобилестроения. Помимо этого калужские власти представили проект строительства нового города — Правгорода, где будет возведено более миллиона квадратных метров жилья и вся социальная инфраструктура на 50 тыс. человек, что должно способствовать притоку специалистов из других регионов.

Помимо прочего, нехватка рабочей силы неизбежно приведет и к структурным изменениям в экономике Северо-Запада. Как считает директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин, проблемы с реализацией портового проекта в Усть-Луге приведут к тому, что Петербургу и области придется отдать часть своих логистических функций другим регионам, прежде всего Псковской и Новгородской областям, где есть и необходимая транспортная инфраструктура, и рабочая сила.

Есть шанс спастись

Нельзя сказать, что власти Петербурга и области не видят угрозы торможения экономического развития региона, к которому в конечном счете может привести разворачивающийся кадровый кризис. Но адекватных контрмер, о необходимости которых власти публично заявляют, они не принимают: бизнес не побуждают к использованию самого совершенного оборудования (предприниматели предпочитают экономить на оборудовании и набирать больше дешевых работников); ресурсоемкие производства не отсекаются (трудно устоять перед проектами с огромными бюджетами, с которыми высокотехнологичные даже сравнивать смешно).

Петербург и область уже стали российским Детройтом — здесь обосновались сразу шесть иностранных автокомпаний, к которым, возможно, присоединится еще и японская Mitsubishi. На территории Ижорских заводов «Северсталь» наладила выпуск одношовных сварных труб большого диаметра для «Газпрома», «Транснефти» и НоваТЭКа вместе с производством толстолистового проката (штрипса) для этих труб. Потребность у предприятий в рабочей силе — около 2200 человек, а инвестиции — 600 млн долларов. От таких денег, конечно же, трудно отказаться.

Наконец, адекватной потребностям экономики системы подготовки кадров не создано. Японцы из компании Toyota из 10 тыс. претендентов смогли отобрать всего 600, которых сами и обучили. Выбирать не из кого. В этом году из-за низкой квалификации и несоответствия специальностей требованиям рынка более 500 выпускников ПТУ Ленобласти встали на биржу труда сразу после завершения учебы. При этом в ноябре 2007 года в Петербурге доля вакансий по рабочим специальностям превышала 70% (около 60 тыс. человек). «Нет рабочих, — сетует генеральный директор ЗАО “Содружество” Владимир Иванов. — Сами учим, прямо на производстве, ценой поломанного оборудования».

Кризис, который уже невозможно отвратить, привлекая бригады гастарбайтеров из Средней Азии, должен заставить власти и бизнес пересмотреть приоритеты и отказаться от ларечной психологии зарабатывания быстрой прибыли на устаревшем оборудовании. Пока налицо только отдельные примеры замены рабочих современным оборудованием. Так, завод Ford во Всеволожске автомобили Focus собирал преимущественно вручную, но при сборке Mondeo, по имеющейся информации, намерен использовать роботизированный комплекс. Это решит проблему поиска специалистов и не пополнит ряды строптивого профсоюза.

«Мы должны смотреть вперед и понимать, что с таким качеством рабочей силы нам невозможно стать конкурентоспособными на большом рынке. Вся наша кадровая политика, я имею в виду не только субъекты федерации, но и Россию в целом, должна быть пересмотрена. Существующие образовательные стандарты не удовлетворяют экономику», — говорит первый заместитель председателя петербургского комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Юрий Раков. Если не будет создана система подготовки нужных кадров, то инвестиционные проекты опять будут срываться, но уже не из-за численной нехватки работников, как сейчас, а из-за отсутствия необходимых квалификаций.

Владимир Грязневич

27.12.2007
Источник: Журнал Эксперт


Читайте также:

 Все статьи раздела "Кадровый консалтинг"


ВХОД В КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
 

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Я забыл пароль Регистрация
Всего в этом разделе:
      57 компаний

Кадры / Кадровый консалтинг

Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары).
© 2000 - 2021 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
За достоверность информации, размещенной абонентами, портал OfficeMart.Ru ответственности не несет.
Веб-дизайн, разработка сайта, продвижение сайта - Текарт
Все замечания, предложения и пожелания отправляйте по адресу manager@officemart.ru, по телефону (495) 790-75-91 или ICQ: 442880368.
Политика в отношении обработки персональных данных


Рейтинг@Mail.ru
Стань экспертом!