Здравствуйте!
Вы попали в отраслевое маркетинговое агентство officemart.ru, охватывающее все аспекты обеспечения современного офиса необходимыми товарами и услугами.

Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».

Наша специализация: товары и услуги для офиса.

Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.

Предварительный запрос

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Все разделы Officemart (64)
Главная | Карта сайта | Разместить рекламу | Конкурсы | О проекте | Рассылка | Помощь | Регистрация | Вход
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса
Кадры / Кадровый консалтинг
Главная >> Кадровый консалтинг >> Статьи >> Менеджер по персоналу: кто он, представитель коллектива или администрации?
Для нас важно ваше мнение. Стань экспертом!




Статьи


Менеджер по персоналу: кто он, представитель коллектива или администрации?

Когда-то, на одном из собеседований при моем трудоустройстве в одну очень уважаемую мною и рынком компанию, владелец бизнеса задал мне вопрос: менеджер по персоналу – это сотрудник коллектива или представитель администрации компании?

Казалось бы, простой вопрос… НО!

Далеко не прост ответ на него. Много позже, общаясь с HR-профессионалами, я всякий раз пыталась посмотреть на конкретного специалиста, чтобы понять, кто же он: коллектив или администрация? И вот какая сложилась классификация. В основе ее - роли, исполняемые менеджерами по персоналу. Причем роль эта задается не руководством компании, не стилем управления владельца или наемного директора, не корпоративной культурой предприятия.

Это роль личная, сложившаяся благодаря или вопреки воспитанию в родительской семье. Это характер, влияющий на вариант исполнения сценарной постановки под названием «Любимая работа». Тут мы сами себе режиссеры, продюсеры и исполнители главных и второстепенных ролей. И за все мы сами себе вручаем «Оскара» и «Нику» или получаем скандальный приз за сомнительное достижение в конкурсе «Серебряная калоша». А дальше эта роль легко вписывается или резко диссонирует с корпоративными стандартами или стилем управления, создаваемыми владельцами бизнеса.

Итак,
Вариант первый, «Мать Тереза». Возможен и второй, мужской, вариант исполнения, назовем его «Отец Терезий».

  • Он отзывчив, охотно выслушивает все проблемы персонала, всегда имеет в своей тумбочке бумажные носовые платки или салфетки.
  • Радеет за карьерный рост сотрудников с главной мотивацией: «Он хороший человек, давно не поощряли – пора наградить деньгами/ званием/ дипломом» или при обратном варианте развития событий: «Все мы люди, все мы можем ошибаться, не надо никого штрафовать».
  • Много времени посвящает организации корпоративных мероприятий, незаменим в выборе ресторанного меню, комфорта в процессе отдыха.
  • Сентиментален, и его слезы вызвать не составляет никакого труда. Всякий раз, когда надо уволить сотрудника, пьет валокордин или валерианку, переживая это событие еще неделю со словами: «Как мне плохо, уволить такого человека! Все валится из рук».
  • При разборе ситуации чаще всего пропускает мимо аргументы, касающиеся результативности, эффективности, и главная мотивация – это эмоции, отношения между людьми. Приходит на ум фраза кота Леопольда, которую можно сделать профессиональным кредо этого HR-a: «Ребята, давайте жить дружно!».
  • Часто отсутствует на рабочем месте, его можно быстро найти в местах скопления персонала, как то: кухня, кулер с бесплатным кофе и чаем и т.д.
  • Такой менеджер незаменим в корпоративной культуре, называемой «семейной». Он всегда в курсе всех личных проблем сотрудников, всегда готов выслушать и боится резких решений и изменений. Часть владельцев предпочитает нанимать именно такой типаж сотрудника отдела персонала, и в этом случае это действительно рупор коллектива.
Вариант два – «Бизнес-леди», вариант мужской тоже имеется.
  • Общителен, подтянут, пунктуален. Любит и требует отчетность от своих подчиненных. Рисует с удовольствием бизнес-процессы, встраивая в квадратики конкретных людей.
  • Эмоций проявляет немного. Склонен к анализу ситуации, упуская ее эмоциональные составляющие, влияние человеческого фактора.
  • Мыслит категориями эффективности, результативности, радеет за внедрение KPI, разрабатывает систему грейдов, всегда держит руку на пульсе по новым методам оценки результативности и эффективности труда. Всегда знает функционалы всех сотрудников, но вряд ли помнит, в каком году сотрудник пришел на работу в компанию.
  • Организация корпоративного мероприятия – это обязанность, которую он реализует в качестве организатора, но вдохновителем его называть сложно. Все придумки – это уже задача коллектива.
  • Является рупором руководителя и директората, его мало волнуют личные проблемы сотрудников, скорее, его волнует исполнение ими регламентов, процедур и бизнес-процессов. Чаще всего при разборе полетов начнет предъявлять всем подписанные функционалы и должностные инструкции, контракты, иные бумаги, помогающие урегулировать организационно- правовую составляющую конфликта или ситуации.
  • Увольняет легко, мотивируя это необходимостью в развитии предприятия. Часто от этого специалиста можно услышать: «На нынешнем этапе развития организации нам нужны другие люди и личностные типажи».
  • Этот менеджер – мечта владельца корпорации, строящейся на бизнес-подходе, со стремлением регламентировать все процедуры и внедрить в процессинг последние новинки в управлении предприятием. Такой владелец часто произносит фразу: «Незаменимых нет! Дадим денег, и к нам придут те специалисты, которые нам нужны сейчас, а не вчера или завтра».
Вариация третья, «Политик - дипломат».
  • Хитер, гибок, всегда в курсе событий организации.
  • Прекрасно ориентируется в регламентах, политиках и процедурах, но зачастую не знает их глубоко.
  • Обладает живым умом, предлагает нестандартные решения ситуаций, чаще всего скрывающие под собой компромисс между интересами владельца и персонала.
  • Быстро устает от однотипных операций, берет себе подчиненных для выполнения рутинной работы.
  • Интересуется мнением о себе, сложившимся в коллективе, ищет постоянной поддержки от руководства. При ситуации конфликта администрации с персоналом примет сторону тех, кто сильнее, либо поведет себя так, как ему выгоднее в данной ситуации.
  • Увольняет, чаще всего без особенных эмоций, стараясь сохранить в первую очередь хорошие личные отношения с увольняемым и нейтральное отношение уволенного к организации, чтобы процедура увольнения не вылилась в судебный процесс.
  • Часто этого специалиста засылают на разведку ситуации, чтобы выяснить мнение сотрудников и расстановку сил в коллективе.
  • Незаменим для решения острых, конфликтных ситуаций, за что бывает часто поощрен. Этакий типаж переговорщика.
  • Хорошо поддерживает корпоративные ценности и стандарты, умеет их вложить в головы сотрудников и часто апеллирует именно к этим аргументам.
  • Ориентируется в вопросах эффективности и результативности организации производства, но контроль этих показателей предпочитает передавать в руки руководителей подразделений.
Негативный вариант исполнения этой роли - «Политик - интриган».
  • Типаж, просто необходимый в ситуации ловли рыбы в мутной воде. Вы никогда не услышите от него конкретных ответов на конкретные вопросы. Нормальное явление для этого специалиста – поиграть на слабостях сотрудников, которые ему очень хорошо известны. Главный участник и организатор подковерных игр, от которых получает великое удовольствие.
  • Неплохо исполняет функционал перекладывания ответственности на чужие плечи. Обожает писать письма в электронной почте, собирает все бумажки, по принципу: «Когда-нибудь пригодятся…». На все свои действия имеет подтверждение от вышестоящего руководителя. Успешен в тандеме с аналогичным типажом владельца или руководителя компании. Правда, в этом случае мы искренне желаем максимальной стрессоустойчивости всем остальным сотрудникам такой компании.
  • Одно радует, что в российском бизнесе такие типажи встречаются все реже, что даже и не странно, поскольку у такой компании есть все шансы пойти ко дну. Ведь эти люди ведут себя так же не только с персоналом, но и с партнерами по бизнесу.
Типаж четвертый, «Кадровик».
  • Исполнителен, юридически образован. Пунктуален. Прекрасно владеет вопросами кадрового делопроизводства. Его поле – это бумаги, документы, которые, кстати, у лучших представителей этого типажа всегда в порядке. Обратите внимание на рабочий стол этого сотрудника и Вы сразу поймете, кто перед Вами: профессионал или дилетант. Порядок, строй папок на стеллажах, порядок в компьютере.
  • Помнит практически все о людях, детали их биографии и карьеры. Помнит все дни рождения.
  • Одним словом, это благо для компании - иметь такого специалиста, но вот ждать от него активного включения в бурную жизнь компании вряд ли приходится.
  • Работы у него много всегда. Кстати, именно этот сотрудник может очень хорошо оценить персонал, поскольку именно он оформляет его документы, видит характеры и их проявления, устраивая на работу или увольняя. Наш совет - прислушивайтесь к мнению этих людей и Вы услышите много полезной и интересной информации.
  • И, наконец, наиболее продуктивный типаж HR-специалиста «Командный игрок».
  • Этот типаж вобрал в себя все лучшее, что встречалось нами в предыдущих типажах.
    • Это теплота и забота о персонале, понимание истинных потребностей и чаяний людей, работающих в компании.
    • Это четкость в постановке задач и бизнес-подход в расстановке сотрудников, в их мотивации и оценке результативности и эффективности. Менеджер с большой буквы.
    • Это мудрость политика и поиск компромисса в сложных производственных ситуациях.
    • Это великолепное знание законодательства и правового поля взаимоотношений между работником и работодателем.
    • Это умелое и профессиональное управление людьми и ресурсами.
    • Это понимание и выдержка при работе с персоналом.
    • Это харизма личности, ведущей за собой. Это способность генерировать и влиять на изменения в корпоративной культуре компании.
    • Это профессионал, воспринимающий компанию, как организм, со своими болезнями и стадиями роста.
    • Это профессионал, использующий в своей деятельности наработки мировой практики управления персоналом, имеющий собственную профессиональную точку зрения на вопросы организации деятельности предприятия и умеющий ее аргументировать, как впрочем и искать здоровый компромисс с точкой зрения владельцев и руководителей компании в конкретных рабочих ситуациях.
Далеко не все работодатели готовы сегодня принять в свои ряды такого специалиста, ведь многие задачи руководители предприятий по-прежнему хотят выполнять сами. Рынок должен повзрослеть и вырасти, чтобы предоставить HR-специалисту возможность выполнять задачи в сфере управления персоналом, включающие в себя полный HR-цикл: поиск и подбор персонала, его адаптация, мотивация и развитие персонала, оценка и обучение, формирование корпоративной культуры.

Далеко не всегда нынешний HR-специалист умеет и имеет возможность выполнять все задачи. Но время идет, и требования к специалистам в области управления человеческими ресурсами меняются. Все чаще руководители предприятий хотят видеть не рекрутеров, а полнофункциональных менеджеров.

Остается только ответить на вопрос, когда-то заданный мне в интервью:

Так где же вы, HR-специалисты, по какие стороны барьеров вы находитесь? Кто вы: администрация или персонал, на чьей вы стороне? Теперь мне уже просто дать ответ.
  1. Барьеров нет: нет победителей и побежденных, нет борьбы сотрудников с начальством и администрации с персоналом. Есть работа на результат, в которой каждый выполняет свои функциональные обязанности, оставаясь при этом человеком и личностью, а не винтиком бизнес-процесса. В идеале.
  2. HR-специалист – сотрудник, функционально находящийся в административном ресурсе, но работающий с персоналом и для него. Это не засланный казачок. Это профессионал, владеющий менеджментом управления и психологией отношений. А посему он - везде. Он взят в организацию для того, чтобы строить ее и развивать. И для него одинаковый интерес представляет как административный, так и исполнительский ресурс организации. Его епархия – люди, исполняющие свои должностные роли на предприятии. И нужно, чтобы результат устраивал всех: работников и работодателей.
И если на интервью Вы почувствуете, что Вас вербуют в сторонники одной или другой стороны, тут уж Вам решать, что с этим делать. Мое решение – отказаться от такого сотрудничества. А Вам принимать решение, кто Вы и в чьих интересах Вы работаете.

Стрыгина Валерия

17.03.2008
Источник: Персона Nova


Читайте также:

 Все статьи раздела "Кадровый консалтинг"


ВХОД В КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
 

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Я забыл пароль Регистрация
Всего в этом разделе:
      56 компаний

Кадры / Кадровый консалтинг

Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары).
© 2000 - 2024 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
За достоверность информации, размещенной абонентами, портал OfficeMart.Ru ответственности не несет.
Веб-дизайн, разработка сайта, продвижение сайта - Текарт
Все замечания, предложения и пожелания отправляйте по адресу manager@officemart.ru, по телефону (495) 790-75-91 или ICQ: 442880368.
Политика в отношении обработки персональных данных


Рейтинг@Mail.ru
Стань экспертом!