Здравствуйте!
Вы попали в отраслевое маркетинговое агентство officemart.ru, охватывающее все аспекты обеспечения современного офиса необходимыми товарами и услугами.

Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».

Наша специализация: товары и услуги для офиса.

Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.

Предварительный запрос

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Все разделы Officemart (64)
Главная | Карта сайта | Разместить рекламу | Конкурсы | О проекте | Рассылка | Помощь | Регистрация | Вход
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса
Бизнес услуги / Страхование
Главная >> Страхование >> Статьи >> Пан или пропал
Для нас важно ваше мнение. Стань экспертом!




Статьи


Пан или пропал

Развитие страхового рынка России в первом полугодии 2007 года прошло под знаком массовой подготовки многих ведущих страховщиков к продаже иностранцам. Вместо проведения успешных сделок целый ряд компаний могут бесславно уйти с рынка — стать банкротами или быть проданными намного ниже своей потенциальной стоимости

Фото: Alamy/Photas В первом полугодии 2007 года тенденция, которую прогнозировали специалисты страхового рынка последние несколько лет, некоторые со страхом, а многие — с нетерпеливым ожиданием, наконец-то воплотилась в конкретные значимые события. Безусловно, речь идет о покупке РОСНО (вместе с «Прогресс-Гарантом») одним из лидеров мирового рынка страхования — компанией Allianz SE и о приобретении компании НАСТА швейцарской Zurich Financial Services.

Эти сделки вызывают столь пристальный интерес не только из-за своей масштабности, но прежде всего потому, что наиболее остро ставят вопрос, будут ли и через несколько лет в России по-прежнему доминировать страховые компании с капиталом российского происхождения или отечественный рынок страхования станет одной из множества региональных арен конкурентной борьбы для «дочек» мировых гигантов. Ответ до конца пока еще не ясен, но все больше специалистов рынка в своем видении будущего склоняются ко второму варианту.

Как сказал «Эксперту» генеральный директор РОСНО Ханнес Чопра, «события первого полугодия ясно демонстрируют, что Россия все больше и больше становится целевым рынком для иностранных игроков, что в свою очередь будет способствовать интеграции России в мировое страховое сообщество».

Наиболее значимым событием в рамках данной тенденции является покупка компании НАСТА, причем именно ввиду того, что речь идет о компании не первой пятерки по доле рынка. Приобретение НАСТА отражает интерес к российским страховщикам иностранных компаний, даже не входящих в первую тройку европейского страхового рынка, но тем не менее серьезных и значимых компаний — тех, которые хотят развивать свой бизнес, в том числе и в России. Покупка НАСТА означает наступление очередного этапа на отечественном страховом рынке. Это старт очень серьезных инвестиций на наш рынок.

— Приход иностранцев требует от российских страховщиков повышения конкурентоспособности, — отмечает исполнительный вице-президент группы «Ренессанс Страхование» Сергей Ковальчук. — Российские страховщики уступают иностранцам как по финансовым показателям, так и с точки зрения технологий, и приход западных конкурентов, безусловно, должен послужить мощным стимулом для развития российских компаний. Вместе с тем интерес крупнейших международных игроков свидетельствует об инвестиционной привлекательности российского страхового бизнеса. Иностранные компании готовы инвестировать капиталы, причем в долгосрочные проекты.

Усиление конкуренции в результате прихода на российский рынок иностранных игроков заставляет страховщиков помимо их желания соответствовать международным стандартам ведения бизнеса, повышать качество услуг. В результате рано или поздно мы придем к тому, что на рынке останутся только сильные компании, которые уже сейчас четко представляют себе свое развитие в долгосрочной перспективе. Клиенты страховых компаний, казалось бы, окажутся лишь только в выигрыше. Но не все так просто! Заместитель генерального директора ОСАО «Россия» Алексей Галахов отмечает негативные аспекты происходящего: «В результате таких сделок рынок перегревается: все больше компаний преследуют в своем дальнейшем развитии одну цель — продажу бизнеса иностранцам. Начинается безумная гонка, сопровождающаяся демпингом и ростом комиссионных. Компании наращивают портфель любыми методами, не задумываясь об убытках и клиентах. Пока рынок растет, подобная стратегия не позволит уйти в убыток, но при относительной стабилизации проблемы таких компаний сразу же выйдут на поверхность».

На полпути

Тема резкого роста интереса иностранных инвесторов к российскому страховому рынку, безусловно, важна сама по себе, но она в конечном итоге является лишь следствием более глубоких процессов — качественного и количественного развития отечественного страхового рынка. Что принесло в этом плане первое полугодие 2007 года?

Страховой рынок продолжает развиваться достаточно быстрыми темпами — по прогнозам специалистов, по итогам года прирост взносов составит около 30%. Рост рынка отмечается практически по всем направлениям, как в страховании физических лиц, так и в корпоративном сегменте. В страховой рознице, как и прежде, количественную основу роста составляет автострахование, прежде всего связанное с кредитованием.

По относительным показателям наиболее активно развивалось в первую очередь ипотечное страхование, хотя высокие показатели здесь и объясняются во многом тем, что рост происходит практически с нулевых значений. По словам заместителя генерального директора Страхового дома ВСК Елены Веневцевой, «темпы роста в сегменте ипотечного страхования за первое полугодие 2007 года составили 200−250 процентов в зависимости от региона. Среди причин столь бурного развития ипотечного страхования следует выделить увеличение числа банков и финансовых институтов, предлагающих ипотечные кредиты, рост числа отделений и филиалов действующих банков в регионах, совершенствование кредитных предложений, повышение финансовой культуры населения. Главное — теперь практически в любом регионе можно получить кредит на условиях, близких к среднерыночным».

В страховании имущества юридических лиц продолжается процесс сокращения масштабов недострахования промышленных объектов — налицо тенденция как к увеличению числа страхуемых объектов, так и к расширению величины покрытия по уже застрахованным. Причем если раньше промышленные предприятия страховали только наиболее важные, с точки зрения руководства, объекты, то в последнее время список подлежащих страховой защите производственных мощностей значительно расширился. Специалистами страховых компаний отмечается и значительный потенциал страхования среднего и малого бизнеса. Самым существенным стимулом к страхованию для компаний этого сегмента экономики станет, по аналогии со страховой розницей, вмененное страхование при кредитовании.

В первом полугодии 2007 года практически завершился процесс очищения российского рынка страхования жизни от «серых» схем, и рынок в своей основе стал классическим. По словам заместителя генерального директора СК «ЭРГО Жизнь» Георгия Белянкина, «спрос на программы страхования жизни со стороны населения растет динамично, как и интерес к этому виду страхования. Расширяется социальная категория клиентов. Если раньше полис страхования приобретали в основном граждане с высоким доходом, то сегодня среди страхователей все больше лиц со средним доходом. А в связи с ростом ипотечного кредитования заемщики все чаще задумываются о страховании жизни как о гарантии финансовой безопасности своей семьи».

Тем не менее за первое полугодие 2007 года рынок страхования жизни мог бы достичь и лучших результатов — ряд крупных международных компаний продемонстрировал гораздо более медленный старт, чем ожидалось. По прогнозам специалистов, показатели второго полугодия на рынке долгосрочного страхования жизни будут значительно лучше первого, так как усилится конкуренция и большинство компаний расширят свое присутствие в регионах.

Заместитель генерального директора ГСК «Югория» по страхованию Алексей Семенихин подчеркивает значимость произошедшего в течение первого полугодия 2007 года разделения страхового бизнеса на жизнь и «не-жизнь»: «Большинство компаний подготовилось к этому событию заранее, созданы дочерние предприятия, которые будут заниматься долгосрочным страхованием жизни. Принятие поправок к Закону об организации страхового дела позволило страховщикам довести до конца ранее взятые на себя обязательства по договорам страхования жизни — это важно, поскольку при передаче портфеля периодически возникали проблемы, связанные с нежеланием клиентов переходить из одной компании в другую. В целом изменения в законодательстве, безусловно, сказались положительно на развитии долгосрочного страхования жизни».

Что касается регионального аспекта развития страхового рынка, то результаты деятельности страховых компаний в первом полугодии 2007 года подтвердили высказывавшиеся многими в течение предыдущего года прогнозы о росте страховой розницы в регионах опережающими темпами по сравнению со столичными показателями — доходы населения в регионах уже достаточно высоки и стабильны для того, чтобы можно было задуматься о приобретении страхового полиса.

Если отвлечься от количественных показателей страхового рынка, то в качестве важной тенденции первого полугодия специалисты страховых компаний выделяют продолжение начавшегося ранее пересмотра страховщиками структуры своих портфелей по автокаско и ОСАГО. Комментирует заместитель генерального директора СК МАКС по страхованию и развитию Михаил Расшивалкин: «Речь идет о пересмотре политики продаж, тарифных планов и форматов взаимодействия как с посредниками, так и с агентами. Эта тенденция важна для рынка, потому что затрагивает очень значительную часть портфелей большинства страховых компаний».

Многие страховщики отметили в беседе с «Экспертом» положительные тенденции во взаимоотношениях страховых компаний с государством. Мыслями по этому поводу делится Сергей Ковальчук: «С одной стороны, политика органов государственной власти достаточно жесткая. Вступают в силу законодательные акты, ужесточающие российское финансовое законодательство, в том числе и в части страхования, а ФССН ведет жесткий мониторинг, сотни компаний лишаются лицензий за те или иные нарушения. Но вместе с тем законодательные акты готовятся в тесном сотрудничестве с лидерами страхового рынка. В частности, это показала работа над законом о финансовых гарантиях туроператоров. К работе над законопроектом были привлечены лидеры страхового, банковского и туристического бизнеса, в результате был создан закон, максимально отвечающий потребностям рынка». Принципиально важна и уступка со стороны регулирующих органов страховому сообществу в плане расширения списка активов, принимаемых в покрытие страховых резервов.

Скованные одной цепью

Нельзя обойти вниманием крайне важную проблему взаимодействия страховых компаний и банков, которая приобрела наибольшую остроту как раз в течение первого полугодия 2007 года. Решение этого вопроса — дело, скорее всего, ближайшего будущего, но сейчас даже внутри самого страхового сообщества нет единства мнений по этому поводу.

Одну из крайних позиций представляет исполнительный директор страховой группы АВИКОС-АФЕС Илья Кабачник: «Ссылки банков на то, что цель аккредитации — контроль финансовой устойчивости страховщиков, это дымовая завеса. Во всех случаях аккредитация — это коммерческая сделка между страховщиком и банком. Заставить коммерческие структуры отказаться от коммерческих сделок было бы странной затеей. Но ситуацию, когда банк может отказать заемщику, располагающему полисом компании, имеющей соответствующую лицензию, нормальной считать нельзя. Банки должны принимать полисы любого страховщика».

Прямо противоположную точку зрения высказывает генеральный директор Московской страховой компании Юрий Горбатов: «Финансовая устойчивость любого банка зависит от его контрагентов, в том числе по страхованию, поэтому банки вправе аккредитовать для работы те страховые компании, которые они считают для себя наиболее надежными партнерами. Проблема ценового сговора может быть связана только с искусственным завышением стоимости страхования, но, во-первых, такое завышение легко вычислить, а во-вторых, увеличение стоимости страхования повысит стоимость всего кредитного продукта, что в итоге сделает его неконкурентоспособным».

Большинство опрошенных «Экспертом» страховщиков придерживаются средней позиции. Комментирует генеральный директор Русской страховой компании Геннадий Смирнов: «Ситуация может развиваться по двум сценариям: утопично-идеалистическому и реальному. При первом варианте банк будет предлагать клиентам застраховать риски в любой страховой компании, что на практике трудноосуществимо. А реальный вариант — это разработка и принятие в виде нормативного акта критериев, по которым банки будут аккредитовать страховщиков. В таком случае механизм аккредитации будет и реалистичным, и более прозрачным, чем сейчас».

В любом случае, во многом благодаря решительным действиям Федеральной антимонопольной службы за последние полгода ситуация заметно улучшилась. Банков, которые работают с одним страховщиком на заведомо невыгодных для клиента условиях, практически не осталось. Так что ситуация в сфере совместных продуктов банков и страховых компаний постепенно оздоравливается, хотя вопросов здесь пока еще значительно больше, чем ответов.


Алексей Янин

11.09.2007
Источник: Журнал "Эксперт"


Читайте также:

 Все статьи раздела "Страхование"


ВХОД В КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
 

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Я забыл пароль Регистрация
Всего в этом разделе:
      78 компаний

Бизнес услуги / Страхование

Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары).
© 2000 - 2024 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
За достоверность информации, размещенной абонентами, портал OfficeMart.Ru ответственности не несет.
Веб-дизайн, разработка сайта, продвижение сайта - Текарт
Все замечания, предложения и пожелания отправляйте по адресу manager@officemart.ru, по телефону (495) 790-75-91 или ICQ: 442880368.
Политика в отношении обработки персональных данных


Рейтинг@Mail.ru
Стань экспертом!