Здравствуйте!
Вы попали в отраслевое маркетинговое агентство officemart.ru, охватывающее все аспекты обеспечения современного офиса необходимыми товарами и услугами.

Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».

Наша специализация: товары и услуги для офиса.

Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.

Предварительный запрос

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Все разделы Officemart (64)
Главная | Карта сайта | Разместить рекламу | Конкурсы | О проекте | Рассылка | Помощь | Регистрация | Вход
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса
Бизнес услуги / Страхование
Главная >> Страхование >> Статьи >> Три стадии страховых инвестиций
Для нас важно ваше мнение. Стань экспертом!




Статьи


Три стадии страховых инвестиций

Инвестиционная политика российских страховщиков стремительно начинает выходить на новый этап своего развития: на первом плане оказываются вопросы рентабельности вложений. Но добиться высокого уровня доходности инвестиций удается лишь небольшому числу лидеров рынка


Зарубежный опыт и логика развития страховых рынков позволяют выделить три типа инвестиционной политики страховых компаний, три стадии развития, через которые должен пройти страховой рынок. На первой стадии направление инвестиционных вложений страховщиков практически полностью подчинено требованиям маркетинговой политики, определяется взаимоотношениями с крупнейшими клиентами и собственниками компании (в большинстве случаев на данном этапе это одни и те же структуры). На второй стадии определяющим в осуществлении инвестиционной политики становится фактор надежности инвестиционных вложений. Наконец, на третьем этапе первостепенную важность приобретает (безусловно, при соблюдении необходимых требований по надежности) доходность размещения резервов и собственных средств страховых компаний. Сейчас мы становимся свидетелями того, как российский страховой рынок, стремительно проходя вторую стадию, переходит на третий этап своего развития.


Этапы большого пути

Еще несколько лет назад убыточность страхования на российском рынке была значительно ниже, чем на развитых рынках зарубежных стран, и отечественные компании концентрировали свое внимание непосредственно на страховых операциях, мало занимаясь деятельностью по инвестированию средств страховых резервов. О самостоятельной инвестиционной политике в этот период говорить практически не приходится: страховщики либо размещали средства на счетах аффилированных банков, либо вкладывали их в долговые инструменты своих клиентов в обмен на возможность получения страховых взносов. Конечно, подобные инвестиции не являлись «подарком»: вложения в долговые обязательства клиентов или дружественные банки сопровождались анализом их финансового состояния, но часто этот анализ оказывался весьма поверхностным, а доходность подобных вложений — намного ниже рыночной. В подобных случаях потери в прибыльности инвестиций обычно компенсируются дополнительными поступлениями страховых взносов: например, размещение депозитов в банке может сопровождаться страхованием залогов при осуществлении кредитных операций, страхованием самого банка и его сотрудников, дружественных банку предприятий.

Комментирует генеральный директор Русской страховой компании Геннадий Смирнов: «Размещение средств в банках в обмен на возможность страховать риски банка и его клиентов целесообразно на начальной, по меркам Запада, стадии развития отечественного страхового рынка, ведь банкассюранс обычно с этого и начинается. Западный опыт показывает, что после этого банки начинают продавать различные стандартизированные страховые продукты, а страховщики серьезно расширяют свои клиентские портфели. Когда взаимодействие банка и страховщика выйдет на более высокий уровень, банк может заинтересоваться комплексным полисом BBB».

Вложение средств в аффилированные структуры также в большинстве случаев не преследует цель получения непосредственно инвестиционного дохода. Часто при помощи подобных инвестиций «раздувается» уставный капитал страховой компании: юридические лица, являющиеся ее собственниками, оплачивают уставный капитал своими собственными акциями или ценными бумагами аффилированных структур. Очевидно, что подобные бумаги неликвидны и не приносят инвестиционного дохода (либо он минимален). Фактически такого рода вложения становятся инвестициями только на бумаге и не имеют под собой реальной экономической составляющей.

Безусловно, подобные методы осуществления инвестиционных вложений не ушли полностью в прошлое, но постепенно они были вытеснены на периферию страхового рынка. Этот процесс был неизбежен, но скорости и масштабности происходящих перемен страховой рынок обязан прежде всего активной позиции страхового надзора. Новые нормативы размещения страховых резервов и — в ближайшем будущем — собственных средств, увеличение требований к величине уставного капитала, а также жесткая борьба с налоговой оптимизацией не только очистили рынок от «мертвых» и «схемных» компаний, но и ясно дали понять страховому сообществу, что старые принципы ведения инвестиционной политики более не смогут приводить к долгосрочному успеху. Таким образом, на первый план вышли факторы надежности и ликвидности инвестиций, соответствие нормативным требованиям. При этом во многих случаях трансформация структуры инвестиционных вложений происходила без учета фактора доходности, и еще год назад страховщики могли это себе позволить.

Как известно, убыточность страховой деятельности на российском рынке значительно ниже, чем на Западе. В то время как у европейских и американских страховщиков основной центр прибыли находится именно в сфере управления активами, для большинства российских компаний инвестиционная деятельность носит, так или иначе, вспомогательный характер, а основные доходы страховщики получают непосредственно от деятельности по страхованию.

Между тем статистические данные подтверждают наметившуюся несколькими годами ранее долгосрочную тенденцию к росту убыточности страховой деятельности. Комментирует заместитель генерального директора Московской страховой компании Александр Федонкин: «С ростом конкуренции и неизбежно возникающей тарифной войной, а также с изменением структуры портфеля в связи с увеличением доли автострахования и ОСАГО у большинства универсальных компаний рентабельность страховой деятельности снижается, и возникает необходимость этот недостаток восполнить за счет оптимизации инвестиционной политики».

В подобных условиях страховщики, которые уделяют недостаточно внимания получению инвестиционного дохода от размещения средств страховых резервов, уже в ближайшем будущем рискуют обнаружить себя в числе проигравших в конкурентной борьбе и уйти с рынка или быть поглощенными более предприимчивыми конкурентами — ведь компании, получающие более высокий инвестиционный доход, могут снижать тарифы, причем это будет не демпингом, а отражением их реальных конкурентных преимуществ.


Результаты исследования

Как показало проведенное в апреле-мае 2007 года рейтинговым агентством «Эксперт РА» исследование инвестиционной политики страховых компаний, добиться достаточно высокого уровня доходности вложений удалось преимущественно лидерам российского рынка, а пропасть в развитии инвестиционной политики между крупнейшими страховщиками федерального уровня и небольшими компаниями стремительно увеличивается. Ужесточение требований страхового надзора, снижение доходности российского фондового рынка и рост конкуренции между страховыми компаниями приводят к тому, что разрыв в качестве управления активами и подходах к ведению бизнеса у лидеров рынка и небольших страховщиков растет на глазах.

По данным исследования, крупные страховые компании федерального уровня, и ранее имевшие достаточно высокую рентабельность как инвестиций, так и активов в целом, еще больше увеличили ее в течение 2006 года, в то время как доходность инвестиций небольших компаний, которая была и без того невысокой, сократилась еще сильнее. По расчетам «Эксперт РА», выполненным на основе анализа отчетности примерно сотни ведущих российских страховщиков, доходность инвестированного капитала лидеров рынка выросла в 2006 году по сравнению с предыдущим годом на 1,56 процентного пункта. При этом рентабельность инвестиций страховщиков среднего уровня сократилась на 2,14 процентного пункта, а у небольших компаний снижение составило 2,05 процентного пункта. Исследование показало, что введение нормативов по размещению резервов и предстоящее введение нормативов по собственным средствам практически не повлияло на структуру инвестиций лидеров рынка, в то время как небольшие страховщики были вынуждены радикально поменять инвестиционную политику.

Со снижением размерных показателей компаний — от крупнейших страховщиков федерального уровня к небольшим страховщикам — усиливается нестабильность структуры инвестиционного портфеля страховых компаний. У крупнейших страховщиков федерального уровня усредненная доля денежных средств в инвестиционном портфеле на 1 января 2007 года по сравнению с 1 января 2006 года снизилась на 4,86 процентного пункта, при этом усредненная доля акций и долей участия в других организациях выросла на 1,54 процентного пункта. В то же время у небольших страховщиков за аналогичный период усредненная доля денежных средств в инвестиционном портфеле выросла на 14,98 процентного пункта, а усредненная доля акций и долей участия в других организациях снизилась на 17,18 процентного пункта.

Противоположные направления изменения структуры инвестиционных портфелей крупных страховых компаний федерального уровня и небольших страховщиков объясняются очень существенными различиями в подходах к инвестиционной политике компаний, входящих в эти две группы. Снижение за год доли денежных средств в инвестиционном портфеле у крупнейших страховщиков федерального уровня говорит о том, что новые нормативы практически не повлияли на их инвестиционную политику и не вызвали у них необходимости увеличения доли наиболее ликвидных активов.


Что дальше?

Уже совсем скоро — 1 июля этого года — страховщикам предстоит пережить очередное испытание: начнут действовать нормативы по размещению собственных средств страховых компаний. В результате этого масштаб надзора за активами расширится до беспрецедентного уровня свыше 80% валюты баланса. Как рассказала «Эксперту» директор департамента инвестиций ГСК «Югория» Елена Боронина, «после вступления в силу требований к размещению собственных средств российские нормативы станут более жесткими, чем у иностранных коллег. Директивами ЕС запрещено вводить какие-либо ограничения по собственным средствам. Только четыре страны в мире применяют подобные нормативы. Но ФССН считает, что для российского рынка подобная жесткость оправданна: введение новых нормативов окончательно сделает разного рода схемный бизнес нецелесообразным, и это должно способствовать обеспечению прозрачности российских страховых компаний и их финансовой устойчивости. Наиболее сильное давление при этом будет оказываться на нерыночные облигации и акции, учтенные на балансе как инвестиционные активы. Такие меры приведут к дальнейшему заметному сокращению количества компаний, которые не смогут выполнить требования к активам, и, возможно, даже некоторые крупнейшие игроки будут вынуждены искать капитал для реструктуризации активов».

Вице-президент Первой страховой компании Игорь Розанов обеспокоен возможными угрозами, связанными с введением в действие нормативов по размещению собственных средств: «Любое регулятивное действие в целом повышает надежность рынка, но обратный эффект этого — снижение темпов развития. Безусловно, в связи с вступлением в силу нормативов по размещению собственных средств компании в своей текущей деятельности будут принимать решения уже с учетом необходимости выполнения новых надзорных требований, что, возможно, убережет их от дополнительных рисков. Однако эти же решения могут закрыть дорогу перспективным направлениям».

Заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Константин Соколов акцентирует внимание на конкретных недостатках новых нормативов: «Наличие столь жестких ограничений может привести к потере конкурентоспособности и ослабит финансовую устойчивость страховых компаний, так как ограничения на вложения собственного капитала могут привести к снижению стимулов поддерживать уровень капитала свыше минимального». По мнению Соколова, маржа платежеспособности как раз и определяет требование к рисковому капиталу, а он рассматривается как гарантия исполнения обязательств страховщика перед страхователем лишь в крайнем случае. В обычном режиме работы обязательства по страховым договорам должны быть обеспечены страховыми резервами. Возникает закономерный вопрос: «Зачем регулировать то, что и так находится сверх норматива?». Кроме того, после начала действия новых требований к размещению собственных средств неминуемо возникнут проблемы, связанные с долей в страховых резервах зарубежных перестраховщиков, не имеющих рейтинга, а также с просроченной дебиторской задолженностью, возникающей по техническим причинам: в процессе обработки платежей страхователей или из-за просрочек платежей, допущенных по забывчивости.


Алексей Янин



13.06.2007
Источник: Журнал ЭКСПЕРТ


Читайте также:

 Все статьи раздела "Страхование"


ВХОД В КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
 

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Я забыл пароль Регистрация
Всего в этом разделе:
      78 компаний

Бизнес услуги / Страхование

Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары).
© 2000 - 2024 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
За достоверность информации, размещенной абонентами, портал OfficeMart.Ru ответственности не несет.
Веб-дизайн, разработка сайта, продвижение сайта - Текарт
Все замечания, предложения и пожелания отправляйте по адресу manager@officemart.ru, по телефону (495) 790-75-91 или ICQ: 442880368.
Политика в отношении обработки персональных данных


Рейтинг@Mail.ru
Стань экспертом!