 |
|
Статьи
Здоровье в розницу дорожает
На фоне корпоративного ДМС розничное медицинское страхование не может похвастать большими оборотами. По оценкам аналитиков «Ингосстраха», объем премии по рынку в прошлом году составил чуть больше 4 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2005 годом на 20%. Рост есть, но бурным его не назовешь. В портфелях страховщиков розничное ДМС занимает скромное место. Вот данные по крупнейшим операторам, контролирующим более трети рынка. Компания «Согаз» получила по договорам с гражданами 5,3% от общих сборов по добровольному медстрахованию, «Росно» – 6%, «Ингосстрах» – 1%. В «Ресо-гарантию» «с улицы» пришли менее 3% от численности застрахованных по ДМС.
Компаниям выгоднее работать с корпоративными клиентами – их риски равномерно распределяются между сотрудниками страхователя. А частный клиент приходит обычно тогда, когда уже чувствует себя нездоровым, соответственно, его обслуживание обходится дороже. Именно поэтому тарифы для него в среднем в полтора раза выше, чем для корпоративного страхователя.
Кроме того, сказывается дефицит лечебно-профилактических учреждений. На рынке не так много хороших поликлиник и больниц, и те, что есть, завышают цены на свои услуги. Пару лет назад страховщики пытались обвинить их в сговоре, но безуспешно – у врачей нашлись ответные претензии. В результате сейчас многие компании активно скупают или строят собственные клиники – преимущественно в крупных городах. По данным аналитиков «Ресо-гарантии», стоимость медуслуг в Москве и Санкт-Петербурге самая высокая. Если взять ее за 100%, то в Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске, Самаре и Ярославле она составит примерно 83%. В других регионах – не более 62%.
Еще один фактор, играющий против ДМС, – это, как ни странно, реализация национального проекта «Здоровье». «Государственные медучреждения увеличивают зарплаты врачам за счет федерального финансирования, а вот коммерческие клиники для того, чтобы удержать своих специалистов, вынуждены увеличивать собственные расходы. Все это влияет на цену их услуг», – констатирует начальник управления андеррайтинга по ДМС группы «Уралсиб» Мария Барсова. Так или иначе, но полисы ДМС подорожали в течение года на 15–20%.
Добровольное медицинское страхование в России изначально было лишь дополнением к обязательному. Но правила игры меняются. Каждый раздраженный стоянием в длинных очередях, обескураженный хамством врачей и испуганный показаниями еще советского оборудования в районной поликлинике – потенциальный клиент страховой компании. Остается только убедить этих людей отдать деньги страховщикам. Но не все так просто. «Кто сегодня может купить страховку? Человек с определенным уровнем доходов. Как правило, работа, которая приносит такие деньги, предусматривает наличие соцпакета с полисом ДМС, – рассуждает начальник отдела центра личного страхования «Росно» Нина Егоркина. – Мы проводили для себя исследование. Выяснилось, что в 80% случаев в семье потенциальных клиентов хотя бы у одного из родителей есть полис ДМС».
Нина Егоркина неспроста произнесла слово «родители». Сегодня целевую аудиторию розничного медицинского страхования формируют именно они. Речь идет либо о полисе для детей дошкольного возраста, либо о программах сопровождения беременности. «В среднем полис для детишек стоит от 25 до 45 тыс. рублей, а для будущих мам – 12–25 тыс.», – говорит заместитель гендиректора компании ЖАСО Николай Лукашов. У лидеров с хорошо налаженными каналами продаж цены несколько выше (см. таблицу).
Кому продавать, – выяснили, а теперь о том, – как. У «Росно» примерно 40% полисов, реализованных частным лицам, предназначены для детей. Вероятно, отчасти такая структура медицинского портфеля объясняется участием в столичной программе «Расти здоровым, малыш!» В рамках этой акции при выписке из роддома мама получает подарочный набор с образцами продукции компаний-участниц. В том числе с буклетом «Росно». В Москве ежемесячно распространяется более 7 тыс. экземпляров рекламных материалов, бьющих в самую что ни на есть целевую аудиторию.
Нетривиальный подход избрала для себя московская компания «Полис-гарант», которая решила распространять «коробочное» ДМС через аптечную сеть «36,6». Продукт, стоящий сравнительно дешево, весьма прост в использовании. Чтобы активировать полис, нужно лишь позвонить в компанию и назвать оператору секретный код, указанный на карте ДМС. Впрочем, как отмечает Николай Лукашов, у типового «конвейерного» медицинского полиса есть одна большая проблема – он не способен в полной мере удовлетворить клиента, запросы которого всегда индивидуальны. А это априори должно повлиять на объемы продаж.
А в «Уралсибе» решили привязать розничное медицинское страхование к корпоративному. Помогло. В ДМС-портфеле страховщика розница составляет порядка 15%. Хитрость заключается в том, что две трети клиентов «с улицы» – это родственники тех, кто застрахован в рамках корпоративных программ. Для них предусмотрены льготные тарифы.
С 1 января 2007 года начали действовать налоговые вычеты на расходы по приобретению полисов ДМС.
Таким образом, граждане фактически могут вернуть себе 13% от стоимости полиса в пределах 50 тыс. рублей. При этом достаточно будет предоставить налоговой инспекции копию договора страхования и платежный документ, подтверждающий уплату премии. Владелец сайта socnalog.narod.ru Филипп Кабин призывает страхователей сохранять чеки и квитанции об оплате страховых услуг. По его мнению, пик вопросов по налогообложению клиентов ДМС придется на январь-апрель 2008 года, когда граждане потянутся в налоговую инспекцию за вычетом.
Впрочем, страховщики не уверены, что это послабление серьезно подстегнет развитие розничного ДМС. «Во-первых, большинство людей не знают о существующей возможности – программа действует без соответствующего информационного сопровождения. Во-вторых, при стоимости полиса в 50 тыс. рублей вернуть удастся только 6,5 тыс. Ради этих денег далеко не все готовы стоять часами в очередях в инспекцию», – говорит Мария Барсова. Схожего мнения придерживается и начальник аналитического отдела компании «Ингосстрах» Илья Богданов: «Льгота по налогу на доходы физических лиц в виде вычета на сумму страховых взносов по ДМС либо еще «не дошла» до потребителя, либо по своему весу оказалась значительно «легче» стоимости полиса ДМС».
Страховая компания | Программа по ведению беременности, тыс. руб. | ДМС для детей до года, тыс. руб. | Капиталъ Страхование | 39–91 | 8–78 | Макс | 17–70 | 6–90 | Ресо-гарантия | 47 | 39 | Росно | От 20 | В среднем 40 | Уралсиб | 25–65 | 25–60 |
По данным компаний
Компания | Страховая премия, млн руб. | Страховые выплаты, млн руб. | Соотношение выплат и сборов | Средняя премия по договору, руб. | Росно** | 5 905 | 2 945 | 50% | 4 870 | ЖАСО | 4 555 | 4 012 | 88% | 60 472 | Ингосстрах* | 2 639 | 1 989 | 75% | 39 848 | Ресо-гарантия | 1 795 | 1 205 | 67% | 47 526 | Росгосстрах* | 1 696 | 1 286 | 76% | 4 647 | Ренессанс-страхование* | 1 040 | 129 | 12% | 145 430 | Капиталъ Страхование* | 1 015 | 691 | 68% | | Сургутнефтегаз* | 1 003 | 924 | 92% | 45 880 | Макс* | 974 | 878 | 90% | 10 404 | Уралсиб* | 964 | 807 | 84% | 10 386 | Энергогарант* | 896 | 535 | 60% | 58 335 | Шексна* | 862 | 702 | 82% | 308 326 | АльфаСтрахование* | 713 | 561 | 79% | 38 050 | Прогресс-гарант* | 698 | 610 | 87% | 13 697 | Военно-страховая компания | 672 | 485 | 72% | 6 313 | Югория* | 607 | 380 | 63% | 38 201 | Чулпан* | 515 | 429 | 83% | 413 228 | Русский мир*** | 512 | 205 | 40% | 54 785 | Россия | 447 | 334 | 75% | 11249 |
* Данные по группе компаний.
** Данные по группе компаний, включая «Медэкспресс».
*** Данные по группе компаний, включая «Веста».
Ксения Леонова
14.06.2007
Источник:
Журнал "Финанс"
Читайте также:
Все статьи раздела "Страхование"
|
|
 |