|
Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».
Наша специализация: товары и услуги для офиса.
Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.
|
|
|
|||||||||||||||||||||
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса |
|
|
||||||||||
|
Главная >> Канцелярские товары >> Статьи >> История изобретения и распространения бумаги |
|
СтатьиИстория изобретения и распространения бумаги Теория и история
Древнейшая бумага изготовлена плохо: в некоторых образцах бросаются в глаза длинные, выдающиеся из общей ровной поверхности бумаги волокна, иногда видны даже кусочки тряпок; позже процесс фабрикации все улучшается, - мельницы совершенствуются, и опытные мастера изготовляют великолепную, образцовую и для нашего времени, бумагу. Готовые, высушенные листы разбирались по сортам и продавались пачками. Конечно производство бумаги с тех пор далеко ушло вперед, и рабочий-бумажник XV века, если бы мог попасть на современную бумажную фабрику, долго не мог бы понять ни терминов, ни процесса производства бумаги. Известно, что еще во второй половине XVII века для превращения очищенного тряпья в кашеобразную массу введен чан особого типа - голландер, в котором бумажная масса варилась вместе с хлористыми соединениями. Конец XVIII века внес переворот и в эту область: рабочий на бумажной фабрике в Эзонне, во Франции, Луи Роберт в 1799 году изобрел прообраз современной бумажной машины, вырабатывающей бумагу в виде бесконечной ленты. Мы не будем останавливаться на истории этой машины (т.к. это тема отдельной статьи), но опишем вкратце ее работу, предварительно ознакомившись с сырьем употребляемыми для производства бумаги. Конец 19 - начало 20 века Как здесь уже упоминалось, еще в XVIII веке производились опыты по изготовлению бумаги не из тряпок, а из волокон различных растений. С тех пор потребность в бумаге настолько возрасла, что ограничиться производством бумаги из тряпок было невозможно, и в бумажную массу начинают прибавлять механически размельченную древесину (удачные опыты Келлера и Фельтера с 1845 года). А с 1857 года вводится химически обработанная едким натром (натро-сульфатный способ) древесина, в виде бело-сероватой массы целлюлозы. Лучшая древесная масса получается из хвойных свеже-срубленных деревьев, преимущественно ели, пихты, сосны и из лиственных - осины. Поэтому древесно-целлюлозные комбинаты находятся почти всегда в северной полосе. Дерево для дальнейшей обработки поступает на завод в виде стволов неодинаковой длины, с которых еще в лесу обрубили сучья и отчасти кору. При помощи машин со стволов удаляется без остатка мало пригодная для производства бумаги кора, после чего стволы разрезаются на куски. Эти куски дерева поступают в машины, превращающие их в мягкую массу (дефибрирование) путем растирания, после чего эта масса может идти на производство грубых сортов картона или на примешивание к целлюлозе для производства бумаги. Процесс получения из древесных стволов бумажной массы сложен и громоздок; еще более сложен процесс получения химически очищенной древесной массы - целлюлозы. Главная цель этого процесса - удалить из клетчатки дерева все т.н. инкрустирующие вещества, лигнин и проч., делающие древесину ломкой. После раздробления в щепу, полученная масса поступает в громадные котлы, где и варится по натро-сульфатному или сульфитному (с применением сернокислой соли кальция) способу. Во время варки инкрустирующие вещества отделяются от клетчатки дерева и вместе с водой уходят из массы. После этого масса промывается и очищается от сучьев, оставшихся в ней осколков дерева и грубых неразварившихся узелков волокон. Хорошая целлюлоза получается из близкой по строению к льну и конопле соломы различных злаков. Солому перед отбелкой очищают на машинах от пыли, грязи, всяких посторонних примесей и кореньев, режут на кусочки и подвергают варке, подобной варке в котлах древесной массы, при помощи едкого натра или соды и извести. После варки соломенная масса подвергается еще и отбелке, затем идет в толстых листах на бумажные фабрики. Следовательно, на бумажных фабриках для изготовления бумаги может употребляются и механически измельченная древесная масса, и древесная целлюлоза, и соломенная, и хлопчатобумажные тряпки, полотняные, холщовые из волокон льна, пеньковые, джутовые и проч., а также старая, бывшая в употреблении бумага, с которой чернила или типографская краска удаляются в процессе варки в котлах и химической очистке. Из одной тряпичной массы бумагу, как правило, делают сравнительно в небольшом количестве, главным образом, для ценных бумаг, акций и других высших сортов бумаги. В 19-20 вв. нередки были случаи, когда газетные, а особенно оберточные бумаги вырабатывались почти из одной древесины; низшие сорта оберточных бумаг иногда имели в своем составе только солому, вареную с известью. Конечно, тряпье для производства бумаги проходит длинный путь прежде, чем превратиться в ровную жидкую массу. После поступления тряпья на фабрику, идет в тряпкорезку, затем в котел для "бучения" (варки со щелоком, почти всегда из известкового молока или едкого натра). После варки тряпье уже очищено от краски и пр., но еще не превратилось в кашу. Последняя операция производится в т.н. голландере (рол, рольный аппарат). Причем масса обычно проходит три голландера: полумассный, где обращается в кашу путем рубки особыми ножами, помещенными внутри резервуара голландера, и размачивания водой; затем бельный, где происходит ее беление; после отбелки тряпичная полумасса поступает в массные голландеры (ролы), назначение которых - окончательно превратить бумажную полумассу в массу совершенно однообразную по своему строению, годную для отливки бумаги. В массных голландерах происходит также смешивание тряпичной полумассы с целлюлозой, с древесной массой, а также с химически очищенной и превращенной в массу старой бумагой. Здесь же к бумажной массе прибавляется клей (не животный, каким пользовались с VIII-IX веков до конца XVIII века, а растительный - смоляной клей, в виде канифоли (гарпиуса) - остатка от перегонки смолы хвойных деревьев на скипидар (терпентин)). Канифоль, путем ее варки с раствором соды, подвергается омыливанию (иногда эта масса смешивается с крахмальным клейстером) и вливается в голландер для проклейки бумажной массы. Бумага фильтровочная, промокательная приготовлена без примеси клея, также без клея, для лучшего всасывания краски, изготовляются иногда высокие сорта бумаги для печатания гравюр, типа веленевой, японской, китайской, индийской бумаг. Но главная масса бумаги, для печати и письма, поступает на рынок проклеенная канифольной эмульсией. Добавление асбеста дает бумаге некоторую несгораемость, чем пользуются для получения кровельного материала, перегородок для комнат и т.д. В массных голландерах в бумагу вводятся и т.н. "наполнители", роль которых заключается в придании бумаге более плотного вида и тяжести. К наполнителям можно отнести: каолин (сырье для фарфора) белый отмученный, реже - гипс, сернокислый барий, тальк, асбестин. Два последних придают бумаге белизну и блеск. Для придания белизны прибавляли и синьку, т.к. естественный цвет бумажной массы - желтоватый или серый. После того, как процесс смешивания в массных голландерах закончился и получилась масса, нужная для желаемого сорта бумаги, она поступает в самочерпки и оттуда уже на полотно бумажной мащины. Из самочерпки бумажная масса льется на бесконечную латунную сетку. Сетка с частыми отверстиями, через которые стекает вода, непрерывно движется вперед. По прохождении сетки полоса бумаги, еще мокрая и рыхлая, у края сетки прижимается к ней при помощи сетчатого цилиндра, называемого дандироль, наносящего на бумагу водяные знаки и сглаживающего ее верхнюю, шероховатую поверхность. После дандироля полоса проходит между валами гаучпресса, обтянутыми сукном, отжимающим влагу, а затем поступает на бесконечное сукно, где опять происходит прессование и потеря влаги из бумажной полосы. Далее бумага поступает с мокрой части машины на сухую, где горячие цилиндры удаляют последние остатки влаги и где бумага проходит через тяжелые валы каландров, глазирующих ее, и через валы с расположенными на них поперек кольцевыми ножами, режущими полосу на более узкие ленты, скатываемые в рулоны длиною иногда в десяток и больше километров. Для изготовления бумаг "пергаментной" и "восковой", готовую бумагу пропускали на несколько секунд через ванну с серной кислотой, затем промывали водой, раствором соды и опять водой. Серная кислота, во-первых, делает бумагу непромокаемой для жиров и некоторых кислот, а во-вторых, придает ей полупрозрачность и в-третьих - прочность. При столь грандиозном развитии машинного производства бумаги до сих пор сохранилось производство бумаги ручным способом, особенно для выработки дорогих сортов бумаги, идущих для тонких рисунков акварелью, веленевой (похожей на пергамент), рыхлой китайской и плотной японской (для печатания роскошных изданий с гравюрами и офортами). В продажу бумага поступает в двух видах: в рулонах и флатовая (т.е. нарезанная в листы или отлитая листами разного размера). Форматы бумаги были довольно разнообразны. Интересно было бы привести (в алфавитном порядке) обычную в то время номенклатуру бумаг и картона, предлагаемых Центробумтрестом: Актовая тряпичная, Александрийская рисовальная, Альбомная разноцветная мато-вая и глазированная, Английский картон, Афишная разноцветная, Билетная ролевая, Бристольский картон (глазированный) разноцветный, Бутылочная разноцветная, Бювар-ная (промокательная) разноцветная, Верже - прокладочная и папиросная, Восковая (непромокаемая), Газетная в рулонах, Глянцевая разноцветная, Гофрированная, Золотая бумага (т.е. покрытая золотой фольгой), Картографическая, Картон (желтый, соломенный, белый, глазированный, серый, тех-нический), Карточная бумага и картон, Картузная, Кассовые и контрольные ленты, Книжная белая и полубелая (в стопах и рулонах), Конвертная бумага, Концептная (для копировки планов) в рулонах, Копировальная в стопах и рулонах, Крашеная медовая, Литографская бумага, Масленка для обложек, Мелованные бумаги, Мраморные матовые и глянцевые разных рисунков, Мундштучная флатовая и в бобинах, Оберточная и пакетная (желтая и серая), Обойная, Папиросная (белая, желтая и цветная), Парафинированная (непромокаемая), Пергамент в рулонах и листах, Писчая от № 1 до № 9 в пачках и листах, Подпергамент, Полотняная, (тисненная под полотно), Почтовая в листах и пачках, Ротаторная (прово-щенная, специально изготовляемая для ротаторов), Серебряная (покрытая серебряной фольгой), Слоновая (толстая веленевого типа, глазированная), Телеграфная лента в катушках в 9-10-12-13 мм ширины, Форзацная, Фильтровальная белая, Чайная, Черная матовая и глянцевая, Шагреневая для переплетов и картонов, Шведский картон (глазированный) в рулонах и листах и проч. изготавливаемые по заказам. Что дальше? Прогресс не стоит на месте. Все части бумагоделательной машины были усовершенствованы, увеличена ширина полотна. Вместо тряпичного сырья стали использовать древесину. Старые роллы постепенно вытеснялись размалывающими аппаратами непрерывного действия. Для отделки бумаги теперь применяются суперкаландры (система, вращающихся с разной скоростью валов, между которыми под давлением пропускают увлажненное бумажное полотно), обеспечивающие более ровную гладкую поверхность и глянец. Такая бумага называется каландрированной и высококаландрированной. Для придания бумаге глянца бумажное полотно пропускают через лощильный каландр, валы которого совершают возвратно-вращательное движение, не оказывая большого давления на бумагу. Основной композиционный состав почти не изменился, - это волокна растительного происхождения из древесины хвойных и лиственных пород, стеблей однолетних растений, листьев и т.п. В зависимости от метода производства, выхода гемицеллюлоз (веществ, сходных с целлюлозой, но с меньшей молекулярной массой) и лигнина (инкрустирующего вещества), получают различные полуфабрикаты: древесную массу, полухимическую массу (полуцеллюлозу), небеленую, беленую и облагороженную целлюлозу. Для снижения гидрофильности и гигроскопичности (впитывания при смачивании и поглощения воды из воздуха) бумагу проклеивают гидрофобными (с водоотталкивающими свойствами) смолами и парафинами. Для повышения прочности, гладкости (уменьшения ворсистости), стойкости к выщипыванию (липкой краской при печатании) и истиранию наиболее эффективна поверхностная проклейка в клеильных прессах крахмальным, карбоксиметилцеллюлозным и др. клеями. Проклейка необходима для офсетной, картографической, фототипной, форзацной, обложечной, чертежной, писчей и др. бумаг, которые увлажняются в процессах полиграфического производства (при печатании, склеивании) или при пользовании. В зависимости от степени проклейки различают бумагу слабоклееную, клееную и высококлееную. В бумажную массу вводят наполнители - белые порошкообразные, нерастворимые в воде минеральные вещества: каолин, сернокислый барий, тальк, двуокись титана и др. Они повышают белизну, гладкость и непрозрачность бумаги, делают ее более мягкой, легко деформируемой (пластичной), но и менее прочной. Повышенное содержание наполнителей (зольность) необходимо бумаге для высокой печати, т.к. повышенная пластичность позволяет снизить давление для хорошей пропечатки оттиска, а для глубокой печати - лучшего впитывания и снижения растекаемости жидкой краски на оттисках. Белая пигментно-клеевая композиция наносится на поверхность мелованной бумаги для получения высокой гладкости и глянца, что необходимо в производстве рекламных и высококачественных иллюстрированных многокрасочных изданий. По содержанию наполнителей различают мало-, среднезольную, повышенной зольности и высокозольную бумагу. Бумага машинной гладкости, имеющую матовую поверхность, применяют преимущественно для печатания текстовых или содержащих штриховые иллюстрации изданий, а каландрированную и высококаландрированную - для изданий, содержащих тоновые (растровые) иллюстрации. Важнейшие показатели - масса бумаги площадью 1 м2, толщина, плотность, прочность, гладкость, пористость, белизна, непрозрачность, оттенок, стоимость и др. Дубина Николай 05.07.2006Источник: Компания Стимпекс Читайте также:
|
|
|
||||||||||
|
Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары). © 2000 - 2024 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
Политика в отношении обработки персональных данных |