Здравствуйте!
Вы попали в отраслевое маркетинговое агентство officemart.ru, охватывающее все аспекты обеспечения современного офиса необходимыми товарами и услугами.

Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».

Наша специализация: товары и услуги для офиса.

Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.

Предварительный запрос

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Все разделы Officemart (64)
Главная | Карта сайта | Разместить рекламу | Конкурсы | О проекте | Рассылка | Помощь | Регистрация | Вход
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса
Коммуникации и инфраструктура / Операторы связи
Главная >> Операторы связи >> Статьи >> Либерализация без конкуренции
Для нас важно ваше мнение. Стань экспертом!




Статьи


Либерализация без конкуренции

Гафик Структура российского рынка дальней связи в 2007 году, %Рынок дальней связи либерализован уже более двух лет назад, однако на тарифы это не влияет.

В конце июня вновь получил развитие спор относительно того, следует ли демонополизировать рынок связи (лишить традиционных операторов монопольного права на сети абонентского доступа). В этот раз внимание к рынку связи продемонстрировала Федеральная антимонопольная служба (в официальном докладе правительству «О состоянии конкуренции в России»). Основные доводы сторонников либерализации – мировой опыт, который свидетельствует, что большая свобода всегда ведет к улучшению предложения для конечных пользователей.

Вместе с тем на рынке связи есть сегмент, где либерализация была проведена в жизнь, причем уже более двух лет назад, – рынок междугородней и международной (МГ и МН), или дальней, связи. Там новые правила вступили в силу 1 января 2006 года, однако ожидаемого снижения тарифов (по аналогии с мировым опытом) так и не происходит.

Первый блин комом

По замыслу реформаторов, либерализация связи сводится к двум действиям Россвязьнадзора, являющегося регулятором на этом рынке, – всем желающим разрешается оказывать услуги дальней связи (при соблюдении необходимых требований) и все региональные операторы обязываются предоставлять своим клиентам возможность выбора. На практике, однако, оказалось, что механизм превращения в оператора дальней связи не столь прост.

Введение принципа равного доступа к услугам дальней связи шло вместе с выработкой новых требований к тем, кто хочет заниматься МГ и МН связью. В частности, регулятор обязал тех операторов, кто желает оказывать услуги дальней связи, присутствовать во всех 89 субъектах России. При этом они должны не только иметь там канал, но и подключиться ко всем зоновым операторам, оказывающим услуги на уровне субъекта РФ. Выполнить эти требования претендентам на статус оператора дальней связи оказалось непросто.

Первый год формально либерализованного рынка дальней связи фактически не привел к демонополизации: на нем смогли работать только два оператора – «Ростелеком» (он исторически оказывал такие услуги по всей России) и «Межрегиональный Транзит Телеком» (МТТ), который получил лицензию весной 2006 года. Как утверждает директор петербургского филиала «Вест Колл» Виктория Тихонова, с технологической точки зрения компания «Голден Телеком» была готова оказывать услуги МГ и МН связи не меньше, чем МТТ. Однако коды для предоставления услуг дальней связи МТТ получил весной 2006 года, а «Голден Телеком» – только в январе 2007−го. По словам директора департамента маркетинга петербургского филиала «Голден Телеком» Дмитрия Черного, причина задержки в том, что по правилам на момент рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии оператор должен организовать точки присоединения со всеми зоновыми операторами, а в тот год их число постоянно увеличивалось, пока заявку принимали к рассмотрению, возникал новый игрок, значит, ее надо было подавать заново.

Другим операторам, осознавшим необходимость приобретения лицензии на МГ и МН связь, для выхода на рынок потребовался еще более длительный срок: «ТрансТелеКом» получил лицензию летом 2007 года, «Эквант» (марка Orange Business Services) и «Синтерра» – осенью того же года, а «Арктел» – уже в 2008 году.

Появление на рынке сначала двух, а потом трех игроков не стимулировало конкуренцию – во всяком случае, по тарифам это было незаметно. В то же время большинство небольших операторов столкнулись с тем, что сами они не могут выходить на рынок дальней связи, необходимо делать это через посредников – зоновых операторов. Единственное, что несколько облегчало переходный период, это то, что Россвязьнадзор был максимально лоялен (особенно в первый год), отмечает генеральный директор компании iPipl Дмитрий Петров. Многие операторы, до этого уже научившиеся работать в обход «Ростелекома» (главным образом те, для кого услуги МГ и МН связи для физических лиц составляли основной бизнес), продолжали это делать. Единичные случаи поимок давали скорее психологический эффект – регулятор их не наказывал, если нарушители добровольно отказывались от противозаконной деятельности, говорит Дмитрий Черный.

Преимущество личного общения

Политика Россвязьнадзора, пусть и достаточно спокойная, все же привела к тому, что за прошедшие два года количество компаний, использующих нелегальные схемы осуществления услуг дальней связи, само собой сократилось практически до нуля. С другой стороны, заметно увеличилось число получивших лицензию на оказание услуг МГ и МН связи.

Теоретически это должно вести к ожидаемым последствиям либерализации – росту конкуренции и снижению тарифов. Но на практике оказалось, что развитию конкуренции препятствуют весьма ограниченные возможности оператора дальней связи повлиять на конечного потребителя. В частности, переманивать клиента за счет предоставления ощутимо более низких тарифов в случае с дальней связью затруднительно. Стоимость услуги дальней связи складывается из услуги зонового оператора (инициирующего и принимающего звонок) и услуги пропуска трафика оператором дальней связи. При этом доля последнего в этой схеме невысока (как правило, не более 30%). «Ресурс для значительного снижения тарифов у всех операторов небольшой», – признает начальник отдела маркетинга северо-западного филиала «Ростелекома» Иван Маковкин. В том случае, когда оператор одновременно осуществляет услуги местной и дальней связи, возможность переманить у него клиента практически нулевая. Комплексное потребление дает возможность оператору предоставить ощутимую скидку.

В такой ситуации выбор того, кто будет обслуживать междугородные и международные звонки, во многом определяется оператором, предоставляющим клиенту обычные услуги связи. Во взаимоотношениях зонового оператора и оператора дальней связи доминирует первый – он непосредственно общается с клиентом: проводит канал, обеспечивает связь, выставляет счет, отмечает Виктория Тихонова. Поэтому важным способом конкурентной борьбы становятся агентские вознаграждения, которые получают местные операторы как разово (за подключение клиента), так и постоянно (за выставление счетов, решение проблем в случае их задержки и пр.).

Непоколебимость

Если для юридических лиц больше 10% разницы в тарифах довольно часто является причиной перехода к новому оператору, то для физических лиц этот стимул недостаточен. Поэтому роль местного оператора (на Северо-Западе в 99% случаев это «Северо-Западный Телеком») становится определяющей. «Как показывают различные аналитические исследования, в том числе и наши, абонента, который пользуется услугами дальней связи, можно охарактеризовать термином „инертный“, – рассказывает Маковкин. – Он, правда, может в какой-то момент сделать выбор по критерию цены или качества, но в дальнейшем надолго остается с тем, кого выбрал».

В связи с этим одна из услуг, которую регулятор навязал местным операторам, – возможность в момент звонка выбрать любого из операторов дальней связи (услуга hot choice) – изначально обречена на непопулярность. Те, кто в действительности интересуются вопросом более дешевых звонков, отмечает Иван Маковкин, зачастую идут дальше, чем hot choice, – обращаются к таким способам связи, которые предоставляет интернет (Skype и др.): они на порядок дешевле.

Другая вмененная местным операторам услуга – возможность заранее выбрать определенного оператора (pre select), который будет «по умолчанию» оказывать абоненту услуги связи, – выглядит перспективнее с точки зрения предпочтений российских абонентов. Однако если присмотреться, то перспективность этой услуги – не более чем иллюзия. Пока абсолютной монополией на общение с абонентами владеет СЗТ, очевидно, что ему удобнее общаться с дочерней компанией «Связьинвеста». Опыт диверсификации тарифов местной связи показал, что абсолютное большинство абонентов предпочло не разбираться в ситуации, а остаться на безлимитном тарифе. Исходя из этого, можно сделать прогноз: даже малейшая преграда в виде необходимости сходить в конкретное отделение связи для заполнения бланка заявления остановит значительную часть абонентов. А предоставлять услуги дальней связи ограниченному количеству абонентов нерентабельно для оператора.

По истечении двух лет с момента либерализации рынка дальней связи он мало изменился: корпоративный сегмент – по-прежнему арена борьбы альтернативных операторов (отдельные игроки за счет своевременного приобретения лицензий упрочили свои позиции). Сегмент физических лиц остается в ведении «Ростелекома». Иными словами, пока единственный итог либерализации – отсечение тех, кто пытался строить бизнес на низких ценах.

Обходные маневры

У Мининформсвязи РФ было несколько основных причин для начала реформы на рынке дальней связи. С одной стороны, это монопольное положение «Ростелекома». Хотя формально на рынке работало более двадцати лицензированных операторов, по условиям лицензии междугородние и международные звонки они могли осуществлять только по каналам «Ростелекома». Он же обладал монопольными правами на оказание услуги дальней связи частным лицам.

С другой стороны, неспособность «Ростелекома» оперативно и с должным качеством удовлетворять все потребности растущего рынка (прежде всего – в корпоративном сегменте), а также особенности законодательной базы (не было запрета на передачу звонка по интернету) вели к тому, что активно развивались альтернативные способы обеспечения связи. Крупные игроки пускали таким способом часть трафика по своим каналам – в обход каналов «Ростелекома». А те компании, которые никогда не имели лицензии на дальнюю связь, но оказывали эту услугу посредством ip-протокола передачи данных через интернет (так называемые карточные операторы), весь свой трафик использовали именно таким образом. В результате получалось, что через «Ростелеком» проходило, по данным аналитиков, около 80% рынка междугородней связи и 60-65% рынка международной, причем тенденцией было уменьшение доли монополиста.

Таким образом, помимо либерализации реформа была призвана упорядочить рынок связи. Получив легальную возможность пропускать трафик через свои каналы (и, что еще важнее, выход к физическим лицам), крупные игроки смирились с запретом на использование распространенных схем передачи голоса с помощью интернета.

В настоящий момент единственным легальным способом воспользоваться услугами дешевой телефонии остается соединение через персональный компьютер (при помощи таких программ, как Skype, Gizmo Project, SIPNET). С другой стороны, серьезной угрозой для операторов фиксированной связи становятся сотовые компании. Для абонентов своих сетей, часто общающихся по межгороду, они вводят специальные тарифы, такие как «Гостевой» у МТС или «Добро пожаловать!» у «Билайна». По стоимости эти тарифы аналогичны тем, что предлагают операторы фиксированной связи (а по некоторым направлениям – ниже).

Алексей Леонтьев, корреспондент журнала «Эксперт Северо-Запад»

24.07.2008
Источник: Журнал Эксперт


Читайте также:

 Все статьи раздела "Операторы связи"


ВХОД В КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
 

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Я забыл пароль Регистрация
Всего в этом разделе:
      39 компаний

Коммуникации и инфраструктура / Операторы связи

Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары).
© 2000 - 2019 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
За достоверность информации, размещенной абонентами, портал OfficeMart.Ru ответственности не несет.
Веб-дизайн, разработка сайта, продвижение сайта - Текарт
Все замечания, предложения и пожелания отправляйте по адресу manager@officemart.ru, по телефону (495) 790-75-91 или ICQ: 442880368.
Политика в отношении обработки персональных данных


Рейтинг@Mail.ru
Стань экспертом!