|
Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».
Наша специализация: товары и услуги для офиса.
Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса |
|
![]() |
|
||||||||||
|
![]() |
Главная >> PR, брендинг >> Статьи >> Product placement: реклама вне закона? | ![]() |
![]() |
![]() |
СтатьиProduct placement: реклама вне закона? Появление щита с рекламой МТС в «Ночном дозоре» или тот факт, что Илья Авербух в программе «Ледниковый период» пьет сок из стакана с логотипом «Моя семья», уже давно ни у кого не вызывает удивления. В новом фильме Антона Кончаловского «Глянец» и вовсе демонстрируется рекламный ролик сока «Я», два раза и практически целиком.
Между тем, вопрос о правовой природе и правовом регулировании РР все еще продолжает быть открытым, поскольку реклама бывает правомерная, а бывает скрытая. РР часто называют скрытой рекламой. С точки зрения закона под скрытой рекламой понимают коммерческие сообщения, которые оказывают на потребителей не осознаваемое ими воздействие. Судить о том, насколько воздействие РР на потребителя осознаваемое и явное, довольно сложно. Особенно если учесть, что перечень инструментов влияния в понятии скрытая реклама открыт и теоретически РР может оказаться одним из них. Зарубежный опыт Последние тенденции в западном законодательстве свидетельствуют о начале постепенной «легализации» РР. Так, принятая Евросоюзом новая редакция директивы «Телевидение без границ», вступающая в силу в конце 2007 года, дала два основных направления для обсуждения. Во-первых, было предложено нормативное определение РР, а именно product placement означает любую форму аудиовизуального коммерческого коммуницирования посредством использования образа или упоминания о продукте, услуге или его товарном знаке, таким образом, чтобы продукт или товарный знак мог быть идентифицирован, с выплатой вознаграждения или иной аналогичной компенсации. Во-вторых, в указанной директиве установлен ряд обязательных требований, случаев и условий, при соблюдении которых РР является правомерным. По общему правилу РР запрещается. Использование его возможно только в кинематографических работах, фильмах и сериалах, спортивных и развлекательных программах, а также в тех случаях, когда рекламодатель расплачивается не деньгами, а товаром, предоставляя его в качестве приза или реквизита. Помимо этого, РР должен удовлетворять следующим критериям:
Надо признать, что в российском законодательстве таких кардинальных норм пока нет, и в ближайшем будущем не предвидится. Что можно регулировать? Важно отметить, что российским законом «О рекламе» никоим образом не регулируются упоминания о товаре, его производителе или продавце, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера. Соответственно, если все условия этой статьи закона соблюдаются, то такой РР не может быть расценен как реклама. Ярким примером здесь может быть фильм «Бумер», который, очевидно, не является рекламной акцией BMW. Но вот как определить, является ли интеграция товара или товарного знака в художественное произведение органичной? Этот вопрос не имеет однозначного ответа, и решение здесь принимается на основе субъективных факторов, подчас требуя дополнительного подтверждения (мнением специалистов или социологическим опросом). Между тем, если товар или его товарный знак размещен в произведении искусственно в целях продвижения и поддержания интереса к нему, то это уже реклама. В качестве единственного примера, когда Федеральная антимонопольная служба обратила внимание на РР как на рекламу и наложила на нее запрет, можно назвать новогоднюю передачу «Золушка», транслировавшуюся по «Первому каналу», в которой фигурировала водка Nemiroff. После запрета при повторе этой программы кадры с водкой были вырезаны из фильма. Существуют также три условных признака, по которым можно определить, является ли РР рекламой или нет. Первый гласит: если объект – товар или товарный знак – можно убрать из произведения без ущерба для его творческой ценности – это реклама, если нет, – это неотъемлемая часть, креативный элемент описания действительности. Второй рассматривает, имеет ли размещение того или иного товарного знака в произведении какую-либо рекламную ценность, т.е. действительно ли оно продвигает, повышает интерес к товару, товарному знаку, производителю или продавцу товара. Третий признак, который, кстати, проще всего установить, касается платы за размещение. Если размещение товара в произведении оплачено – это реклама, если нет – часть художественного замысла. Таким образом, можно почти с полной уверенностью утверждать, что РР в большинстве случаев – это полноценная реклама. Требования к размещению В этой связи возникает вопрос: если считать РР рекламой, значит, к этому инструменту должны предъявляться те же требования, что и к рекламе, распространяемой любым другим способом. Например, если в фильме есть РР пива, то, как соблюсти требования закона, в частности о том, что реклама этого напитка не должна размещаться в телепрограммах с 7 до 22 часов и обязательно сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления? Это не говоря о том, что образ человека или животного вообще не может быть использован в рекламе пива. Получается, что кадры, где киногерой курит сигареты определенной марки (РР сигарет) вообще не имеют права на существование, потому что в России запрещена реклама табака и табачных изделий на телевидении. Кроме этого, с учетом требований закона общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (рекламные блоки, бегущая строка и иные способы наложения рекламы на кадр телепрограммы) не может превышать 15% времени вещания в течение часа. Вопрос о том, можно ли эти требования распространять на кинофильмы и телесериалы, также остается открытым. Специфика любого способа рекламирования с позиций закона сводится именно к тому, что можно четко определить, где начинается и заканчивается реклама. В случае с внедрением товара в художественное произведение, выделить «чистую» рекламу практически невозможно. Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС), осуществляющая контроль в области рекламы, еще не заняла какой-либо определенной позиции по этому вопросу. И пока все факты применения РР во всех областях творческой индустрии условно считаются ФАС «органично интегрированными» в произведения. На мой взгляд, РР пусть и удачно интегрированный в произведение, но имеющий своей целью продвижение на рынке товара, бренда и т.д. представляет собой рекламу. Существует риск, что в ближайшем будущем, если в законодательстве о рекламе ничего не изменится, к РР в кино, телесериалах, в телепередачах и т.п. будут применяться все нормы закона. И каждый раз нам придется внимательно проверять, что можно, а что нет. Договорные отношения Отсутствие четкого правового понимания РР порождает еще одну очень важную практическую проблему, а именно – неопределенность договорного регулирования размещения РР. Если в настоящее время отношения между рекламодателями и рекламными агентствами строятся на базе детальных и хорошо проработанных агентских договоров или договоров об оказании услуг, то вопрос, связанный с созданием и внедрением в художественное произведение РР, требует договора, который на практике еще плохо продуман и мало распространен. Зачастую для договоров на РР используются любые удобные и более-менее подходящие. А еще чаще все осуществляется только на уровне устной договоренности, что существенно усложняет возможность четкого исполнения обязательств. Рассмотрим наиболее распространенные на данный момент типы договоров.
Какой вывод из всего вышеизложенного должны сделать рекламодатели? В нашей стране нет единого законодательного трактования РР и норм регулирования в этой сфере, а это значит, что найти законодательную лазейку для того, чтобы поставить ваш бренд вне закона, не так уж сложно. К тому же надо быть готовым к тому, что законодательство в любой момент может измениться и его позиция в отношении РР станет четкой и строго определенной. Поэтому наш юридический совет – каждый раз, когда вы решите обратиться к РР, будьте предельно бдительны, крайне внимательно относясь к тому, что, где и на каких условиях вы размещаете. Ирина Чубукова, юрист, юридическая компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» 30.01.2008Источник: Маркетинг Менеджмент Читайте также:
|
|
![]() |
|
||||||||||
|
![]() |
![]() |
Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары). © 2000 - 2025 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
Политика в отношении обработки персональных данных |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|