Здравствуйте!
Вы попали в отраслевое маркетинговое агентство officemart.ru, охватывающее все аспекты обеспечения современного офиса необходимыми товарами и услугами.

Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».

Наша специализация: товары и услуги для офиса.

Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.

Предварительный запрос

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Все разделы Officemart (64)
Главная | Карта сайта | Разместить рекламу | Конкурсы | О проекте | Рассылка | Помощь | Регистрация | Вход
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса
Коммуникации и инфраструктура / Безопасность (охранно-пожарные системы, видеонаблюдение, домофоны)
Главная >> Безопасность (охранно-пожарные системы, видеонаблюдение, домофоны) >> Статьи >> Неохраняемые парковки. Типовой инструмент под типовые задачи
Для нас важно ваше мнение. Стань экспертом!




Статьи


Неохраняемые парковки. Типовой инструмент под типовые задачи

Под таким общим заголовком планируется дать конечному потребителю технических средств безопасности (ТСБ) серию рекомендаций, призванных сориентировать его в потенциальном море предложений рынка на его пожелание «оснастить объект системой видеонаблюдения». Ибо на сегодняшний день предложений действительно может оказаться «море», при этом абсолютное большинство их не будет отвечать требованиям должной отдачи на вложенный рубль. А между тем, выбор все время будет оставаться за потребителем. Вот ему-то и будем помогать. Продавец активно атакует, поэтому в помощи не нуждается.

Слово «инструмент» я специально вынес в заголовок, чтобы еще и еще раз напомнить потребителю, что ТСБ — это далеко не безопасность, это вообще не безопасность. Это — всего лишь инструмент, который призван помогать решать совершенно конкретные задачи, повышая экономическую эффективность таких решений. И не более того.

И поговорим об оснащении прилегающей парковки автомобилей (у своей работы, у своего дома) «типовым инструментом», когда «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Т.е. парковка не ограждаемая, специально не охраняемая, а самая что ни на есть массовая — приехал на работу (к дому), нашел место, где приткнуть машину, и поставил ее туда. Но хочется (и правильно хочется), чтобы свое имущество было под присмотром. Но и работать надо — не будешь же все время у окна сидеть. Есть сигнализация. Если хозяин рядом (в пределах слышимости сирены), то процесс угона, бесспорно, затрудняется, хотя и не исключается. Но могут быть и просто преднамеренные повреждения (вмятины и царапины кузова, разбитые стекла и фары), и ущерб по неосторожности или неопытности других водителей, и хищения из салона. И случаются подобные беды несравненно чаще угонов, и все они связаны с вполне реальными и немалыми убытками.

В общем, раз должно быть под присмотром, значит, должно быть видеонаблюдение.

И потребитель в основной своей массе это понимает и в «агитации» особо не нуждается. Достаточно внимательно взглянуть на фасады бизнес-центров, проходных предприятий, перед которыми массово припаркованы автомобили, и в абсолютном большинстве случаев обнаруживаются признаки наличия «видео». От предупреждений о наличии скрытого видеонаблюдения до скоростных купольных камер, причем, далеко не в единичном экземпляре. Можно даже увидеть разметку на асфальте, очерчивающую места парковки отдельных должностных лиц, и на каждое из этих мест «смотрит» специально предназначенная камера.

Стоимость автомобиля, автомобиль как средство самовыражения его хозяина — это все весьма благодатная почва для всевозможных предложений поставщиков/инсталляторов с явно «негуманными» ценниками, для продажи всевозможных «уникальных» изделий с «фантастическими» функциями. Естественно, никто не отказывает потребителю в приобретении любого желаемого товара. Если речь идет об оплате собственной покупки собственными деньгами, то «просто захотелось» — это тоже довод. Но полезно еще представлять, как приобретенный инструмент сможет сработать в собственных руках. Вот об этом и поговорим.

Совершенно реальный пример из реальной жизни, имевший место быть осенью 2007 года в Выборгском районе г. Санкт-Петербурга у одного из бизнес-центров.

Оснащением этого бизнес-центра в свое время занималась наша фирма. Звонок утром от директора одной из фирм-арендаторов с вопросом, нельзя ли как-то улучшить разрешение на видеозаписи (регистратор EDSR-1600). Дескать, «вот еще бы чуть-чуть, и было бы все здорово». Думаю, всем понятно, что так называемый электронный zoom разрешения не добавит — увеличит размеры пикселов, а не их количество. (Но не об этом речь)

Выясняется ситуация. Вечером, около 18 часов, злоумышленник разбил стекло водителя у припаркованной машины одного из сотрудников этой фирмы, выхватил панель магнитолы и убежал. И «смотрели» на это безобразие сразу две камеры! Значит, есть повод задуматься, всесторонне проанализировать событие в комплексе всех составляющих и сделать выводы.

Итак, ситуация наглядно показала, что сама по себе система видеонаблюдения (как и любая другая техническая система) системой безопасности не является. Система безопасности — это комплекс организационно-технических мероприятий. Поэтому, с точки зрения конечного результата, возможных организационных предпринятых и непредпринятых мер имеет смысл рассмотреть достаточность или ущербность системы технической.

Одна камера — камера видеодомофона, в поле зрения которой автомобиль находился постоянно. Черно-белая, разрешение где-то 480 ТВЛ, объектив М12 с f=4 мм. Входит в собственную систему видеоконтроля данной фирмы. Камера предназначалась исключительно для визуального контроля на экране монитора. Основное назначение — визуализация посетителя по сигналу вызова от видеодомофона. В то же время машина находилась в очень выгодном ракурсе для этой камеры, на расстояние метров семи. Поскольку машины и других сотрудников фирмы припаркованы в зоне обзора этой камеры, вероятно, существует и некий периодический визуальный контроль над парковкой посредством камеры видеодомофона. Но вот в данном случае, очевидно, не совпал период просмотра с действиями злодея. Автосигнализация от разбития стекла сработала, внимание к монитору было привлечено, злодеяние на экране монитора замечено, попытка успеть задержать злодея предпринята. Но, как оказалось, момент для успешного реагирования был упущен.

Другая камера — камера, «просматривающая» фасад всего здания. Находится на углу здания на удалении, фактически, длины всего фасада — около 50 м. Объектив, правда, длиннофокусный. Кажется, 8 мм фокусное расстояние. Объектив с автоматической регулировкой диафрагмы. Камера черно-белая. Разрешение, насколько помню, 570 ТВЛ. Относится к собственности арендодателя, входит в его систему, никак не связанную с системой первой камеры, призвана контролировать прилегающую к зданию территорию, несанкционированное проникновение через окна первого этажа. Контроль за припаркованными машинами в обязанности этой камеры не входит, поскольку не входит в должностные обязанности охраны бизнес-центра. Но вот «по счастливой случайности» пострадавшая машина оказалась в зоне ее обзора. А кроме всего прочего, вся видеоинформация от этой камеры (вместе с другими камерами системы) непрерывно записывалась на регистратор. Предполагаю, что, учитывая общее количество камер в системе, в зоне обзора которых могло быть в этот момент движение и режим записи «по тревоге», скорость обновления записываемой видеоинформации могла составлять около 4 к/с. Естественно, в рабочее время визуальная информация от этой камеры никого не интересовала: народ непрерывно ходит по тротуару — естественно, всевозможные тревоги от детектора движения отключены. Охранник упорно смотрит в совершенно противоположную от монитора сторону — в телевизор. Имеет право — безопасность машин его не касается.

Можно говорить что угодно на тему «если бы…», но вот такова реальная картина реального объекта. За долгие годы ничего не случилось. Бдительность, естественно, притупляется. Если хотите, работает закон Мерфи. И разумно исходить именно из реальности ситуации, прогнозируя собственную безопасность, а не рассчитывать на то, как может быть в идеале. Считать себя ближе к опасности — это общий принцип любой безопасности.

Тем не менее, видеозапись события есть, и она явилась ценнейшим материалом, на базе которого можно оценить эффективность построенной технической системы и предпринятых организационных мер, а также, что еще более ценно, сделать выводы для построения «типового инструмента» — видеоконтроля припаркованного автотранспорта — на будущее.

Краткое описание того, что «увидели» камеры, но своевременно не заметил человек:
На противоположной стороне улицы появился некий тип, который стал прогуливаться взад-вперед, очевидно, выжидая момент, когда в районе предполагаемого злодеяния будет как можно меньше народа. Дождался, перешел на сторону, где припаркованы машины, присел, спрятавшись, таким образом, от возможного обнаружения со стороны здания бизнес-центра (кстати, и от камер). Потом, находясь за машиной, неким предметом разбил стекло, сработала автосигнализация, злодей мгновенно распрямился, кинулся через разбитое окно в салон, вырвал, как потом оказалось, панель магнитолы и стремительно бросился бежать. Из дверей фирмы, сотруднику которой принадлежал автомобиль, в считанные секунды выбежали люди, но злодея уже и след простыл.

Все уже свершилось, поэтому давайте, не торопясь, анализировать ситуацию.

На первый взгляд, первая видеокамера в данном случае вообще не сработала, будучи предназначенной только для визуального контроля, которого в действительности и не было, а внимание к экрану было привлечено сработавшей автосигнализацией. Можно теоретически смотреть непрерывно на экран, но при этом надо и непрерывно анализировать текущую ситуацию с тем, чтобы успеть предотвратить событие. Как показала реальная ситуация, скорость реализации данной опасности такова, что требует реакции на опережение. При всякой сомнительной ситуации, вероятно, приходилось бы выходить непосредственно к припаркованным автомобилям. А ситуаций таких за рабочий день бывает столько, что проще уж и не уходить с парковки. Например, за углом именно этого здания находится техникум, и сотни компаний молодых людей непременно пройдут рядом с вашим авто. По этой же причине совершенно неактуален какой-либо детектор движения.

Открою еще один секрет — в этом же здании, но не на первом, как пострадавшие, а на третьем этаже находится наша фирма. Естественно, есть подобная камера и у нас, чтобы смотреть за нашими машинами. Множество всевозможной аппаратуры проходило через наши руки, которую мы обкатывали в том числе и на этой камере. Мы свои машины бережем ничуть не меньше, чем кто-либо другой, тем не менее, всевозможные «охранные дополнительные опции» отключали самолично, поигравшись с ними максимум полдня — реальность накладывает свои коррективы.

А если силы реагирования в лице самих сотрудников располагаются не на первом, а, как у нас, на третьем этаже? Даже если своевременно заметишь, никогда не добежишь вовремя при аналогичной ситуации.

Кроме того, непрерывный визуальный контроль требует специально выделенного человека. А это уже другая ситуация, отличная от принципа «спасение руками самого утопающего». Раз уж платится отдельная зарплата, резонно такого человека рядом с машиной и посадить.

А если просто хулиганские действия? Кинут камень из-за пределов зоны обзора камеры? Смотри не смотри, а ничего не увидишь. Даже куда бежать — непонятно.

А с другой стороны, потеря магнитолы и разбитое стекло — это далеко не «предел мечтаний». Бывает и хуже. И было это хуже тоже возле нашего бизнес-центра, но на противоположной стороне улицы, которая не попадает в зону обзора ни одной установленной камеры, — угон автомобиля. А вот здесь время реализации угрозы уже существенно больше. После срабатывания сигнализации и привлечения внимания к экрану до момента фактического угона непременно пройдет промежуток времени, вполне достаточный для принятия адекватных мер (конечно, если машина ваша располагается на разумном расстоянии от вас, как от сил реагирования).

А посему, хотя в данном конкретном случае визуальный просмотр ситуации реальной пользы не принес, в общем случае он необходим, дабы его отсутствие не принесло реальной беды.

Напротив, хотя в данной ситуации сработала исключительно запись (а как реально сработала — об этом чуть ниже), в варианте с угоном она бы не помогла — охранник бизнес-центра давно уж «научился» не обращать внимания на срабатывание автосигнализации в силу их большого количества за день, да и конкретного хозяина с конкретным автомобилем вряд ли может сопоставить.

А теперь об организационном начале именно этой описанной системы, которое, не взирая на описанные события, дает ей право называться системой безопасности.

А заключается это начало в том, что автомобиль застрахован от ущерба.

Естественно, сразу были вызваны представители органов правопорядка и страховой компании, как и положено в подобной ситуации.

И им была продемонстрирована видеозапись с привязкой по времени и месту события. Факт неоспоримый, а потому сразу была выдана справка из органов правопорядка для страховой компании, а страховая тут же признала нанесение ущерба третьими лицами. Сам ущерб будет покрыт за счет страховки. А что «отработала» система? Прежде всего, время, которое в ином варианте (при отсутствии видеозаписи) могло бы быть весьма и весьма значительным. Кроме того, очень существенно «сэкономлены» нервы хозяина автомобиля. И вполне возможно, система избавила его от дополнительных финансовых затрат. Вы попадали в аналогичные ситуации? Я попадал. И известны мне другие подобные случаи. Вам вполне могут выразить сомнение, что ущерб действительно нанесен третьими лицами, что пострадали вы именно в этом районе, находящемся в ведении данного отделения милиции, в которое вы обратились. Вы будете вынуждены сидеть в длинных очередях. И не исключено, что за «снятие» таких сомнений и получение справки из милиции вам придется заплатить где-то 500-1000 руб. Просто так. При наличии такой справки страховая компания, конечно, обязана будет возместить ущерб, но и их недоверие понять можно — за те же 500-1000 руб. вполне возможно, что ущерба в действительности и не было, а было, например, желание заменить таким образом стекло на новое, покрасить элемент и т.п.

А здесь ваша совесть абсолютно чиста. Вы уже не выступаете в роли просителя. У вас на руках «стопудовый» доказательный материал. Думаю, что даже стандартное извещение, что «в возбуждении уголовного дела отказано», вам вряд ли рискнут выдать, ибо уголовное преступление очевидно и «налицо» в самом прямом смысле. Значит, дело все же заведут, правоохранительные органы по нему работать будут. Есть шанс, хоть и слабый, на восстановление справедливости, шанс, что зло будет наказано.

Поэтому, в ответ на вопрос о повышении разрешения изображения, я высказал собственное мнение, что система отработала на все 100 положенных ей процентов.

Ну а теперь о технических достижениях применительно к нашей задаче. Или об инструментах профессиональных. И начнем именно с поставленной потребителем задачи «добавить разрешение».

Если говорить именно о видеокамерах, то даже при разрешающей способности в 570 ТВЛ, чтобы опознать незнакомого человека, поле зрение — не более 2 м. Это не нами и не сегодня придумано. Чтобы узнать знакомого — 5 м. Сделаем себе поблажку — пусть 5 м устроит нас и для незнакомого злодея. А автомобиль какие размеры имеет? Плюс дистанция до впереди и позади стоящих авто. Т.е. камера должна видеть только один автомобиль и не более. Сколько машин вашей фирмы припарковано перед зданием? А места стоянки точно фиксированные? Если территория парковки является не вашей, а муниципальной собственностью, любые ограничения по перемещению или стоянке с вашей стороны являются незаконными — кто где захочет, тот там и поставит в рамках ПДД; кто подъехал раньше, тот лучшие места и занял. Будем каждое утро взбираться по приставным лестницам и перенаправлять камеры на свои машины? Или установим их все на поворотные устройства? Думаю, те, у кого установлены в подобных системах камеры на поворотных устройствах, подверглись именно такому атакующему доводу фирмы-инсталлятора. Но и это еще не все. Теперь стоит еще умножить количество ваших машин, как минимум, на 4, чтобы получить минимальное количество камер — ваш же потенциальный злодей может подойти и спереди машины, и сзади, и к левому борту, и к правому, при этом идентификационный основной его признак, физиономия, направлена будет только в одну сторону, а навстречу ей должна «смотреть» хотя бы одна камера. Да еще учтите, что он не должен при этом смотреть под ноги, так как камера всегда «смотрит» сверху вниз (иначе обзор могут загородить другие припаркованные машины), а идти должен с гордо поднятой головой.

Допустим, весь «автопарк» вашей фирмы составляет всегото 4 машины. Вот и получим систему на 16 камер — полноценная видеосистема, которой хватило бы на целый приличный объект. Вместо одной камеры смотреть теперь надо 16. А как? В режиме мультиэкрана? Ну так все, за что боролись (за высокое разрешение) в режиме мультиэкранного просмотра, и потеряем. Выведем на полный экран одну интересующую в данный момент камеру? Это дополнительная оценка ситуации и управляющее действие. Т.е. дополнительная потеря времени. А в нашем примере не хватило времени на своевременное адекватное действие при одной-единственной камере.

Т.е. в плане активных адекватных действий такое «повышение разрешения» не только не добавляет нам возможностей как пользователю, но, напротив, существенно их ограничивает. Запись будет, бесспорно, качественнее в плане возможностей идентификации. Правда, если злодей не позаботится заранее о том, чтобы этого не случилось — будет смотреть на камеру и ни в коем случае не закроет лицо, например, шарфом. Но и цена системы увеличится, этак, раз в шестнадцать.

И, как выход из такой ситуации, клиенту может быть предложен вариант с камерами на поворотных устройствах и трансфокаторами объективов. Дескать, смотрим общую обстановку, а вот ежели что заметим, то выставляем камеру на нужное направление и необходимое поле зрения, управляя с пульта. Как уже отмечено выше, таких камер нам потребовалось бы в любом случае не одна, а 4, ибо по-прежнему злодей волен выбирать направление своего движения и появления в кадре самостоятельно. Ну, а главное, опираясь на наш жизненный пример, понятно, что до управления камерой дело вообще не дойдет — все ринутся успеть принять хоть какие-то меры, а не будут крутить камеру, обеспечивая оптимальную картинку для записи. Никакого должного поля зрения в боевой ситуации на записи отражено не будет. При сдаче системы заказчику — это пожалуйста, просто играя техникой, — тоже можно. Но, не «в бою», когда счет пойдет на доли секунд. Зато цена такой системы позволила бы застраховать все «наблюдаемые» ей автомобили лишний раз по КАСКО.

Как совсем «верх технической мысли» могут вам предложить роботизированную высокоскоростную купольную камеру. Дескать, в режиме меню можно задать предустановки, соответствующие нескольким требуемым направлениям обзора и соответствующего масштаба, а камера будет постоянно по этим предустановкам последовательно показывать изображения. Соответственно, эти же изображения останутся в записи.

Все по тем же причинам одной камерой для общего случая потенциального злодеяния не обойтись, а, учитывая стоимость такого «купольника» во всепогодном исполнении, необходимую аппаратуру управления, можно будет подумать о покупке еще одного автомобиля (запасного, если что случится). Останется все та же проблема нужного ракурса. Ну а кроме того, можно считать, что режим визуального просмотра в принципе отсутствует — никто на такие стремительные смены картинок, попутно занимаясь своими прямыми обязанностями, долго взирать не сможет. По-прежнему очень существенно увеличивается время потенциального реагирования.

Ну и, наконец, вопрос «цветная — черно-белая». Достаточно просто задуматься, влиял ли каким-либо образом «цвет» в описанной ситуации на активные действия потребителя или на последствия для него в данной ситуации? Мог явиться только дополнительным идентификационным фактором.

Вид парковки в цветном и черно-белом вариантах

На рис. 1 и 2 представлен в цветном и черно-белом вариантах. вполне конкретный вид совершенно конкретной парковки у одного из бизнес-центров Санкт-Петербурга, причем с точки установки не менее конкретной камеры, с полем зрения самой этой камеры. Лично я не нахожу в цветном варианте какой-либо дополнительной информации, касающейся безопасности контролируемого припаркованного автотранспорта. Но, с другой стороны, чувствительность цветной камеры всегда на порядок будет ниже, чем у черно-белой, при этом при более высокой цене. А вот чувствительность уже может очень существенно сказаться на самом факте обнаружения опасности, не говоря уже о какой-либо идентификации, в вечернее и ночное время в условиях недостаточного освещения.

И наконец, «примерим» на нашу задачу самые последний хит рынка — вариант с IP-камерами в их «мегапиксельном» исполнении.

«Мегапиксельный» вариант взят исключительно из соображений достигнуть максимальной степени идентификации при минимальном количестве камер за счет применения IP-камер высокого разрешения. Полноценно с задачей идентификации и такая камера «в одиночку» не справится в силу все тех же причин, что камера «смотрит» в одном направлении, а физиономия злодея может быть обращена на все четыре стороны. А посему, сколько возможных сторон, столько и камер с учетом необходимого поля зрения по каждой из них. Я не хочу подробно останавливаться на необходимости построения отдельной сети для этих камер, о тех возможных проблемах, которые может повлечь использование существующих сетей, о необходимости иметь отдельно компьютер для визуального непрерывного контроля, о дискретности текущей видеоинформации в связи с высоким разрешением используемых камер. Просто наглядно проиллюстрирую ситуацию на одной камере. В данном случае (рис. 1) в поле зрения находятся все интересующие автомобили, но сужать это поле уже нельзя — «вывалятся» за пределы картинки. Мы отметили выше, что наличие нескольких камер вместо одной в действительности только ухудшает возможность адекватного реагирования. Поэтому задаемся одной камерой. Но камера эта и цветная, и очень высокого разрешения по меркам нашего рынка. В действительности, это фотоснимок с разрешением около 3,7 Mpix (таких IP-камер еще поискать по рынку!). Не будем даже говорить о цене вопроса. Просто наглядно оценим свои возможности по идентификации. В кадре цифрами 1 и 2 обозначены, скажем так, объекты внимания с точки зрения безопасности для припаркованных машин — два человека в непосредственной близости от охраняемых объектов. Будем их электронно увеличивать. Собственно, в этом и состоит главная прелесть мегапиксельных камер — в достаточно широкой возможности электронного увеличения. Вот и посмотрим, хватит ли «ширины разрешающей способности» в данном случае у камеры с разрешением 3,7 Mpix. При этом объекты располагаются в наиболее выгодном для идентификации ракурсе — лицом прямо на камеру, лучше не бывает.

Результаты последовательного такого увеличения для объектов 1 и 2

На рис. 3, 4, 5 показаны результаты последовательного такого увеличения для объекта 1. На рисунках 6, 7– для объекта 2.

Делайте выводы сами относительно грандиозности возможностей мегапиксельных камер по идентификации личности. Да, поле зрения можно себе позволить пошире, нежели при разрешении 570 ТВЛ, но не до такой степени, чтобы существенно сократить количество камер. Ну а коли так — смотри вариант, описанный выше.

А теперь о самом главном. Предположим, что, вложив свои собственные немалые средства, построив систему по всем классическим канонам, нам удалось-таки обеспечить требуемую степень идентификации на видеозаписи. Визуальный просмотр обеспечивался бы одной камерой одновременно всей требуемой территории, а 10-20-30 камер высокого разрешения работали бы только на идентификацию всех потенциально и реально опасных субъектов.

Вам не кажется, что, условно, мы возим в багажнике сварочный агрегат, чтобы в случае необходимости обеспечить им специалистов автосервиса? Причем куплен этот агрегат за свой собственный счет.

Высокое разрешение как средство идентификации может быть необходимо только для расследования ситуации. Т.е. опасность успешно реализовалась. Вы, как хозяин и пострадавшего имущества, и системы видеонаблюдения «успешно» пострадали. Зачем идентификация лично вам? Если имущество застраховано и без идентификации успешно обошлись, как в нашем примере? Дальше в ситуации разбираются страховая компания и правоохранительные органы. Абсолютно без вашего участия.

Предположим, что, построив некую совершенную гипотетическую систему видеоконтроля, лично вам удалось все-таки заполучить видеозапись личности злодея, пригодную для идентификации. Каковы ваши дальнейшие действия? Вы сами займетесь поисками и задержанием? У вас есть для этого силы, средства и, что самое главное, законные полномочия? А потом вы передадите злоумышленника в руки правосудия и будете ждать возмещение своих убытков в судебном порядке? Думается мне, что если сложить все ваши материальные расходы, включая стоимость системы, ваши временные потери, дешевле будет приобрести новый автомобиль.

Или принесете полученный видеоматериал в органы правопорядка с полной уверенностью, что возмещение ущерба вам гарантировано? Думаю, что «спасибо» вам все-таки скажут. И возможно, начнут «примерять» вами полученные данные на попавшихся по другим делам правонарушителях. И возможно, что иногда будут случаться «попадания». А потом, чтобы ваши материалы были соотнесены с конкретным злодеем и вашими убытками, надо будет еще, чтобы судебные органы признали видеозапись в качестве доказательной базы, и то, что для вас лично кажется очевидным, в суде окажется «благополучно» оспоренным — там для этого будут специальные люди — адвокаты. Но вот уповать на то, что, получив от вас видеозапись, тут же будет роздан всем патрульно-постовым группам портрет преступника, что по моделям и цвету одежды начнут проверяться магазины на предмет того, кто такую одежду покупал (это было реальное предположение одного из сторонников приоритетной роли идентификации в подобных системах), уповать особо не стоит.

А главное, что стоит осознать — за ваши очень немалые деньги приобретается инструмент, которым сами вы никогда воспользоваться не сможете. В самом лучшем случае им воспользуются третьи лица. А вы выступаете неким добровольным спонсором. Инструмент этот, возвращаясь к нашей аналогии с авторемонтом, сугубо профессиональный. Предназначен только для профессионалов. А профессионалу пристало иметь инструмент собственный, а плату получать уже за законченную работу. Мы и так платим профессионалам от безопасности в виде налогов.

Конечно, если у вас есть собственный штат профессионалов (собственная служба безопасности, договор с какой-то охранной структурой), им вполне логично иметь и «профессиональный инструмент». За чей счет он приобретается, вы договоритесь отдельно. Но напоминаю, что мы говорим о самой распространенной ситуации, когда «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Когда свои машины стоят просто возле здания нашей работы, возле подъезда нашего дома, и никакие специальные структуры отдельно их охраной не занимаются.

Теперь, что касается собственно нашего типового инструмента. Если обратиться к аналогии с автомобилем, то не столь важно, какой именно домкрат в машине. Гораздо важнее, чтобы он был и выполнял возложенные на него функции.

Вот и для нашего «типового инструмента» главное, чтобы он был.

Хотите, можете поставить камеру цветную. Будет, вероятно, красивее картинка, выглядеть будет престижнее, но на выполнение конечной потребительской задачи цвет никак не повлияет. По-крайней мере, в лучшую сторону. В худшую — может, если не хватит чувствительности. А в принципе, оптимальный вариант — черно-белая камера с разрешающей способностью 570 ТВЛ, чувствительностью 0,005 лкс. Но и 0,005 лкс — это не ночь кромешная, освещение быть должно.

Конечно, камера должна быть в надежном гермобоксе, дабы не добавлять лишних проблем, связанных с выходом ее из строя.

Поскольку смотрим улицу, объектив, конечно, следует брать с автоматической регулировкой диафрагмы. Тем более, это автомобили, а значит, сплошь включенные фары в вечернее время.

Теперь по фокусному расстоянию этого объектива. Угол обзора должен захватить все потенциальные места стоянки ваших автомобилей. Не меньше, но и больше ни к чему, ибо увеличение поля зрения автоматически уменьшает различимость деталей. И вот это поле зрения — следующее ограничение. Гарантированно заметить человека нам необходимо, ибо человек является потенциальным источником опасности (другой источник — соседние или проезжающие автомобили, но они крупнее человека, поэтому, обеспечив гарантированное обнаружение человека, все автомобили и их перемещения будут видны и подавно). «Классика» предписывает для гарантированного обнаружения и наблюдения за человеком иметь поле зрения 20 м. Сможете расставлять свои автомобили на участке протяженностью в 20 м и шириной в метров 15 — замечательно. Если не сможете, попробуйте сначала решить вопрос организационными мерами — например, договориться с соседями по парковке о фиксировании мест с тем, чтобы машины одной фирмы все парковались бы рядом друг с другом. Не получится, придется устанавливать дополнительную камеру. Но, учитывая описанную выше необходимость полноценного визуального наблюдения, дополнительную камеру придется наблюдать на дополнительном мониторе — любой мультиэкран резко снизит различимость объектов наблюдения.

Теперь где устанавливать камеру. Именно для нашей задачи, чем выше, тем лучше, т.е. чем вертикальнее будет оптическая ось, тем меньше теневые зоны от самих объектов видеоконтроля — автомашин (рис. 8). Можно вычислить протяженность теневой зоны S в зависимости от высоты объекта h, высоты установки камеры H и расстояния от нормали к месту установки камеры до объекта d.
Схема установки камеры наблюдения

Изображение ДТП с места установки видеокамеры


Да и просто для удобства восприятия ситуации, которая нас потенциально может заинтересовать, взгляд сверху предпочтительней. На рис. 9 представлено совершенно реальное ДТП с места установки камеры контроля именно парковки — факт столкновения сомнений не вызывает. В ином варианте установки камеры это очень сильно бы зависело от ракурса машин по отношению к оптической оси. При установке камеры на высоте, сравнимой с высотой кузова машин, чтобы зафиксировать такое ДТП, камера должна была бы «смотреть» практически только вдоль линии бамперов.

Прекрасно понимаю, что никто из потребителей не станет вычислять место установки, задавшись некой мертвой зоной. Также никто не будет вычислять требуемую чувствительность видеокамеры в зависимости от условий освещенности на объекте в ночное время, светосилы объектива и т.п.

Более того, к вам придут с готовым предложением, с прописанными в нем конкретными моделями. Да и с местом установки, скорее всего, будут ограничения — не там, где хочется, а там, где можно, как по техническим, так и по правовым соображениям. Сосед может законно возражать, что возле его окна вдруг появится чужая видеокамера, а арендодателю или коммунальным службам не понравится, что по фасаду дома пойдет какой-то кабель. Поэтому самый верный и надежный способ оптимально выбрать как камеру, так и место ее установки — предложить потенциальному инсталлятору показать все «вживую». Т.е. взять конкретную камеру с кабелем необходимой длины, взять монитор, удлинитель, если надо, лестницу подлиннее и продемонстрировать вам на экране монитора (лучше всего, в темное время суток) «картинку» вашей парковки с разных точек установки. А вы, в свою очередь, расставите свои машины (в том числе и по крайним точкам возможной парковки), попросите сотрудников походить вокруг машин, оценивая их визуальную заметность на экране. Выберите наиболее оптимальный вариант из возможных. И только после этого подписывайте техническое задание с указанием конкретной марки камеры, объектива и места установки. Наблюдать-то потом исключительно вам, значит, и вам делать выбор. Вы выбираете инструмент под себя. Это совершенно нормальная практика для добросовестного инсталлятора.

Что касается монитора, то оптимальной представляется диагональ 12-15 дюймов. Минимизировать его размеры по эстетическим соображением для офиса (а стоять он будет непосредственно на рабочем месте сотрудников, а не в отдельном помещении, ибо охраняем «своими руками») не стоит. Естественно, если камера у вас черно-белая, то и монитор берем черно-белый, а если потратились на цветную, то придется еще потратиться на «цвет» монитора. Разрешение — чем больше, тем лучше. Но, опять-таки, как и с камерой, имеет смысл взглянуть предварительно на картинку на конкретном мониторе, прежде чем утверждать в ТЗ ту или иную модель. Нередко данные, указанные в паспортах и уж тем более в рекламной литературе, в особенности для «бюджетной» такой техники, не соответствуют действительности. Именно по этой же причине я бы не рекомендовал мониторы с диагональю 17-21’’. При действительно хорошем разрешении такие мониторы имеют неоправданно высокую для подобного рода систем стоимость. А те, что кажутся вполне приемлемыми по цене, как правило, имеют уж очень завышенное заявленное разрешение в сравнении с реальным.

Ну и, как мы выяснили, непременным условием «боеспособности» подобного рода систем является непрерывная запись всей видеоинформации. А значит, необходима аппаратура видеозаписи. Думаю, очевидно, что пленочные видеомагнитофоны с рынка ушли навсегда. Городить ради подобной задачи компьютерную систему тоже вряд ли кто-нибудь станет. Нужен простой, без каких-либо технических шедевров, но надежный регистратор, который был бы способен непрерывно на протяжении всего времени, пока ваша машина предоставлена сама себе на неохраняемой парковке, вести запись с разрешением, которое позволяет получить ваша камера с учетом возможных потерь в линии передачи. Но ощутимых потерь быть не должно — линии в большинстве случаев короткие, вряд ли вы ставите свои машины на неохраняемых парковках вдалеке от собственного местонахождения, а то и непрерывное наблюдение от угона не спасет. Вот из этих соображений и надо регистратор оценивать и выбирать.

В вашей системе регистратор будет самым дорогим элементом, поэтому самой высокой будет и цена ошибки в выборе. При этом, если возникнет соблазн взять самый дешевый аппарат, вполне возможно, что цена ошибки и составит всю его стоимость.

Прежде всего, следует определиться с необходимым количеством каналов. Именно в нашей задаче все ограничивается одним каналом. Но не будет ли (или уже есть) других задач и других «типовых инструментов» для данного объекта, требующих записи? Бывает, что по соображениям надежности всей системы каждый канал видеонаблюдения требует «собственной» аппаратуры записи (например, видеосистема игрового зала казино). Но такие варианты — это уже не просто профессиональный, а узкоспециализированный профессиональный инструмент. К нашему случаю это никак не относится. Поэтому имеет смысл продумать возможные перспективы оснащения всего объекта, чтобы одновременно с текущей задачей закрыть и все потенциальные нужды.

Всевозможных регистраторов на рынке сейчас великое множество, а разница в цене на них может исчисляться в разах. При этом всевозможные ухищрения продавцов, «тонкости» изложения рекламной информации ставят под большое сомнение возможность самостоятельного оптимального выбора неискушенным потребителем без модного нынче словосочетания «тест-драйв». Я попытался было начать перечисления подобных «тонкостей», но понял, что это может занять еще отдельную полосу статьи, при этом вряд ли все это останется в памяти потребителя. А посему все те же рекомендации — посмотреть собственными глазами. Предложить инсталлятору/поставщику произвести тестовую запись, причем в режиме максимальной потенциальной загрузки регистратора по количеству задействованных каналов (если вы планируете в дальнейшем подключить к регистратору линии от 4-х камер, пусть при пробной записи, помимо нашей камеры просмотра автостоянки, к нему будут подключены еще три). И оценивать вы должны именно полученную запись, а не «шедевры» отображения текущей видеоинформации, ибо ради записи регистратор и приобретается. Вот то, что понравится, и пусть будет прописано в виде конкретной марки аппаратуры в ТЗ. Только «кота в мешке», пусть и расписанного в цифрах параметров, приобретать не стоит. Необходимо поинтересоваться, какая длительность непрерывной записи при полной потенциальной загрузке регистратора может быть обеспечена объемом устанавливаемого жесткого диска, и пусть эта цифра, гарантированная инсталлятором, будет отражена в техническом задании. По исчерпании объема жесткого диска регистратор должен начать писать, стирая предыдущую запись, начиная с самой давней. Эта функция поддерживается практически всеми приличными регистраторами, но на всякий случай это стоит отразить письменно — не будете же вы ежедневно следить за свободным объемом и делать какие-то дополнительные манипуляции (слишком много чести регистратору). Наличие детектора движения и запись по детектору движения — вещи полезные. Если место парковки не представляет собой некую зону с непрерывным движением пешеходов и автотранспорта, детектор движения при включенной внешней сигнализации явится дополнительным техническим средством привлечения вашего внимания к монитору (как и автосигнализация, которая нередко срабатывает уже по факту свершения деяния, в отличие от детектора движения, который, если грамотно настроен, сработает еще «до того»). Правда, как отмечалось выше, непрерывное движение вблизи охраняемых объектов очень быстро сводит эффективность сигнализации от детектора движения на «нет» — оператор перестает реагировать и выключает его. В любом случае детектор движения позволяет экономить дисковое пространство, если установлен режим записи по детектору движения, поскольку пишется только т.с. предметная информация. При этом есть существенное «но» — детектор должен быть очень тщательно настроен, и настройки эти должны контролироваться в зависимости от внешних факторов (осадки, листопад и т.п.). Строго говоря, детекторы движения регистраторов предназначены «не для улицы» — отстроитесь от снегопада и можете «проворонить» злоумышленника (т.е. регистратор «проворонит» — не запишет). Поэтому в данном случае лично я бы рекомендовал непрерывную видеозапись, не привязываясь к детектору. Время непрерывной видеозаписи для нормальных регистраторов при нынешних объемах жестких дисков измеряется сутками даже при одновременной записи по нескольким каналам, а за это время с вашим охраняемым объектом вряд ли что-то случится такое, что вы лично не заметите. Ну, а коли уж произошло, запись останавливается и начинаются оргмероприятия. И еще: при выборе регистратора, при организации режима записи стоит трезво подойти к оценке требуемой скорости записи. Сплошь и рядом приходится слышать требование «реальное время по всем каналам». При этом подразумевается, что «реальное время» — это 25 к/с. Тоже термин не совсем корректный. Если конкретный кадр записан в некий момент времени t, то и происходило это записанное на нем событие в этот же момент времени t. Другое дело, что частота обновления видеоинформации может быть и 25 к/с, и 1 к/с, а то и реже. Естественно, чем больше кадров за единицу времени записано, тем больше свободного объема дискового пространства будет «съедено» за эту же единицу времени, а значит, на меньший временной интервал хватит объема самого диска. Мало того, что многоканальные регистраторы, способные осуществлять запись по каждому каналу со скоростью 25 к/с при полной возможной нагрузке, намного дороже своих «приземленных собратьев», для нашей задачи это просто ни к чему. Допустим, предлагается скорость записи по данному каналу 5 к/с. Это означает: для того, чтобы событие «имело шанс» не быть отображенным на записи, оно должно произойти за промежуток времени не более 0,2 с. А если событие происходило всего пару секунд, то десяток кадров с ним мы получим. А большего, исходя из конечной потребительской задачи зафиксировать прежде всего сам факт события, нам и не требуется.

Коммутация всех элементов нашей системы в силу незначительных длин кабельных трасс никаких трудностей для инсталлятора не представляет, если он, конечно, находится не в самом начале своего творческого пути, поэтому рассматривать ее отдельно смысла нет.

Вот такой довольно простой, но, в то же время, достаточно эффективный, будучи приложенный к решению конкретной задачи, типовой инструмент у нас получился. Но еще раз необходимо подчеркнуть, что работать он будет эффективно только «в союзе» с другими техническими средствами (в нашем случае, в частности, автосигнализация) и непременно «под руководством» хорошо продуманного организационного начала.

Александр Попов, ООО «Тахион»

28.11.2008
Источник: Журнал "БДИ Безопасность. Достоверность. Информация" №1 (76) 2008


Описание журнала "Журнал "БДИ""

Читайте также:

 Все статьи раздела "Безопасность (охранно-пожарные системы, видеонаблюдение, домофоны)"


ВХОД В КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
 

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Я забыл пароль Регистрация
Всего в этом разделе:
      181 компания

Коммуникации и инфраструктура / Безопасность (охранно-пожарные системы, видеонаблюдение, домофоны)

Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары).
© 2000 - 2024 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
За достоверность информации, размещенной абонентами, портал OfficeMart.Ru ответственности не несет.
Веб-дизайн, разработка сайта, продвижение сайта - Текарт
Все замечания, предложения и пожелания отправляйте по адресу manager@officemart.ru, по телефону (495) 790-75-91 или ICQ: 442880368.
Политика в отношении обработки персональных данных


Рейтинг@Mail.ru
Стань экспертом!