Здравствуйте!
Вы попали в отраслевое маркетинговое агентство officemart.ru, охватывающее все аспекты обеспечения современного офиса необходимыми товарами и услугами.

Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».

Наша специализация: товары и услуги для офиса.

Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.

Предварительный запрос

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Все разделы Officemart (64)
Главная | Карта сайта | Разместить рекламу | Конкурсы | О проекте | Рассылка | Помощь | Регистрация | Вход
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса
Коммуникации и инфраструктура / Безопасность (охранно-пожарные системы, видеонаблюдение, домофоны)
Главная >> Безопасность (охранно-пожарные системы, видеонаблюдение, домофоны) >> Статьи >> Безопасный город. От идеологической концепции к действующей системе
Для нас важно ваше мнение. Стань экспертом!


Статьи


Безопасный город. От идеологической концепции к действующей системе

В последнее время многие регионы проявляют интерес к созданию систем безопасности городского и областного масштабов. К сожалению, в большинстве случаев это очень дилетантские и легкомысленные желания – поставьте нам камеры. А если еще поставите терминалы экстренной связи – вообще здорово.

Возможно, это продиктовано попытками сэкономить и при этом сделать нечто «зрелищное». На деле, как правило, получается все наоборот. Кроме того, система сама по себе никакой практической ценности не имеет, если нет четкого понимания базовых вопросов. Зачем вообще монтируется система? Каково ее место в структуре безопасности? Наконец, более приземленные вопросы – что дальше будет с информацией, собранной системой? Как осуществляется взаимодействие с реагирующими службами, какие уровни доступа к информации и как формируются информационные потоки, как оценивается эффективность и т п. – все это должно быть отражено в концепции безопасности города (области, края) и концепции создаваемой системы. За очень редким исключением таких документов либо вовсе не существует, либо они не являются содержательными.

В этой статье мы хотели бы сконцентрировать внимание только на некоторых вопросах, касающихся создания систем обеспечения безопасности города в целом и нижнего уровня таких систем в частности, а также на некоторых подходах к их решению, выработанных на основе опыта. Мы решили избегать упоминания любых торговых марок во избежание обвинений в ангажированности. Однако в случае появления конкретных вопросов авторы рады будут ответить в индивидуальном порядке. Кроме того, авторы не претендуют на освещение философских и концептуальных аспектов безопасности, а также семантики самого слова «безопасность» – речь пойдет исключительно о выборочных практических вопросах, которые должны прояснить для себя потенциальные заказчики систем до объявления конкурса и должны уточнить инсталляторы до принятия решения об участии в нем.


Общие вопросы создания системы безопасности города

Развертывание технических средств системы обеспечения безопасности города – довольно дорогостоящее дело. Причем эффективность каждой подсистемы зависит от эффективности другой. Так, например, установка подсистемы телевизионного наблюдения за местами массового скопления людей и криминогенными зонами без сопутствующей системы экстренной связи приведет к существенной потере эффективности. Подсистема телевизионного наблюдения жилого фонда сама по себе не столь эффективна, как в сочетании с указанными выше подсистемами. Кроме того, необходимо учитывать и другие подсистемы. Однако перечень подсистем и их характеристики определяются составом пользователей.

Исходя из сказанного, первый вопрос, который необходимо выяснить при возникновении идеи построения системы, – это кто будет ее основным пользователем. Для инсталлятора именно это определяет состав, основные требования к ресурсам системы – а значит, стоимость ее развертывания и дальнейшего содержания.

Сколько должно быть пользователей у системы? Учитывая стоимость развертывания и обслуживания системы масштаба города, ответ напрашивается сам собой – чем больше, тем лучше. Соответственно, при развертывании необходимо найти компромисс между требованиями различных пользователей.

Чаще всего (но не всегда) основным пользователем системы является милиция общественной безопасности. Кому еще может быть полезна информация, собираемая системой? Во-первых, местным органам власти – поскольку сегодня они отвечают за все, что происходит на их территории, включая общественную безопасность, уборку территории и благоустройство. Во-вторых, органам, осуществляющим надзор за деятельностью управляющих компаний (если такие органы созданы). В-третьих, самим управляющим компаниям для своевременного реагирования на возникающие ситуации. Конечно, все зависит от подхода, от схемы работы с управляющими компаниями и возможностей принятия административных решений.

Следующий немаловажный вопрос – кто будет являться заказчиком системы. Тривиальная истина, но часто сталкиваешься с тем, что она становится откровением, – именно заказчик принимает на баланс развернутую систему и финансирует ее эксплуатацию и техническое обслуживание, независимо от того, является ли он пользователем. К сожалению, осознание того, что установленная система требует РЕГУЛЯРНОГО технического обслуживания, приходит к заказчику очень долго и трудно. Как следствие, развернутые системы приходят в нерабочее состояние. Это в лучшем случае, в худшем – разворовываются.

Чаще всего в качестве заказчика выступает соответствующая городская структура информатизации (департамент, комитет или отдел информатизации). Преимущество такого подхода состоит в том, что совершенно очевиден и прозрачен механизм финансирования развертывания и технического обслуживания. Иногда встречается глубоко порочная, на взгляд авторов, практика передачи систем на баланс ГУВД. До сих пор авторам не известно ни одного случая, когда переданная на баланс ГУВД система городской безопасности получала финансирование на эксплуатацию и техническое обслуживание: во-первых, собственных ресурсов для этого ГУВД, как правило, не имеет, а во-вторых, финансирование чаще всего тоже идет через городские структуры.

Для развертывания технических средств любой системы требуются некоторые площади. Как минимум, площади под ситуационные и технические центры. Кроме того, нужно обеспечить размещение некоторого оборудования и организовать доступ эксплуатирующих организаций к нему. Желательно круглосуточный.

Заказчику необходимо до объявления конкурса прояснить для себя, кому будут принадлежать эти помещения, как будет осуществляться их подбор и передача под нужды системы. Попытки переложить решение этого вопроса на инсталлятора в корне неверны, поскольку в этом случае совершенно очевиден механизм – аренда помещения. Согласитесь, это дико – сначала развернуть систему для городских нужд, а потом еще и оплачивать аренду необходимых помещений.

О доступе к оборудованию системы. В большинстве случаев в составе системы находится некое промежуточное оборудование – например, телекоммуникационное или оборудование оцифровки. В большинстве случаев никто не испытывает желания размещать это оборудование на открытом воздухе и связываться с довольно дорогими шкафами уличного исполнения, землеотведением и земельными работами и т п. Остается размещение в существующих помещениях. Наиболее подходят для этой цели технические помещения зданий – электрощитовые, чердаки, реже – машинные отделения лифтов. Время от времени такое оборудование приходится обслуживать, а значит – получать доступ в помещения. Учитывая тот факт, что основная ценность системы – в своевременном предоставлении информации, желательно иметь доступ к оборудованию тогда, когда это необходимо, а не когда удастся получить разрешение и взять ключи. Эта проблема может быть решена только одним способом – принятием соответствующего административного акта. Без подобного решения не может быть обеспечено выполнение требований технического задания по надежности системы. Невыполнение требований технического задания, в свою очередь, не даст возможности принять систему на баланс, со всеми вытекающими последствиями.

Немаловажный вопрос касается оплаты ресурсов, потребляемых системой. В первую очередь – электроэнергии. Наиболее простой и прозрачный способ – подключение всего оборудования системы через отдельные электросчетчики. В таком случае необходимо всего лишь обеспечить установку, своевременную проверку и снятие показаний с этих электросчетчиков соответствующими уполномоченными организациями, а оплата будет осуществляться бюджетом по показаниям. Другой вариант – это оплата по заявленной потребляемой мощности, то есть в сумму на техническое обслуживание закладывается оплата потребляемых ресурсов на основе неких расчетов или задаваемых заказчиком как предельных норм потребления. В этом случае, с одной стороны, организация, осуществляющая техническое обслуживание, стимулируется к экономии ресурсов, с другой – в некоторых случаях предельные нормы могут сдержать развитие системы.

О принадлежности и подчиненности. Вопрос о том, кому принадлежит система, решается относительно просто – тому, кто принял ее на баланс. Но есть небольшая тонкость, которая иногда упускается из виду. Система – это не только набор технических средств, а также помещений и линий связи, но и определенная организационная структура. Кому будет принадлежать, в каком подчинении будет находиться эта структура – очень важно определить заранее. Подчинить всю структуру основному пользователю – на первый взгляд самое разумное решение. Однако не стоит спешить. УВД, как основной пользователь, как правило, не имеет достаточных квалифицированных людских ресурсов. То же касается и структур МЧС. Кроме того, даже при наличии соответствующих ресурсов персонал каждой из этих структур решает свои задачи. Бесполезно ждать от УВД реагирования на отключение электроэнергии, если это не связано с криминальной активностью. Бесполезно ждать от МЧС реагирования на нападение на приподъездной территории. Таким образом, единственный возможный вариант – принадлежность и подчиненность третьей структуре через специализированную организацию. В частности, в Москве балансодержателем выступает Управление информатизации, а подчиненность балансодержателю обеспечивается через оператора системы, являющегося специализированной организацией.

Из рассмотренного выше вопроса вытекает другое – как и на основании чего должно осуществляться взаимодействие с реагирующими структурами. Это, как ни странно, самый сложный вопрос, поскольку натыкается на сопротивление всех служб. Причиной тому – подход «Не мое – значит, меня не касается» и принятые ведомственные нормы. В некоторых случаях (не будем сейчас уточнять, где конкретно) доходило до откровенных нелепостей. Например, чтобы вызвать подразделение МЧС, оператор системы звонит диспетчеру, называет адрес, представляется и в ответ слышит: «А вы кто такие? Мы вас не знаем!», и диспетчер на том конце швыряет трубку. Любопытно, что при звонке от частных лиц необходимости предварительного личного знакомства диспетчера с абонентом не возникает. Решается такая проблема, как правило, путем создания межведомственной рабочей группы, задача которой – выработка регламентов взаимодействия, но на практике, в силу особенностей менталитета, редко удается обойтись без давления сверху.

Кроме реагирующих служб и структур, на эффективность создаваемой системы могут оказывать влияние строительные, аварийные и другие работы, проводящиеся в зонах размещения компонентов инфраструктуры системы. Банальный пример – отключение дома, в котором размещено оборудование подсистемы телевизионного наблюдения, от электропитания на срок, превышающий 30 минут (необходимое время поддержания функционирования подсистемы телевизионного наблюдения при отключении от основного источника электропитания, согласно ГОСТ Р 51558-2000), скорее всего, приведет к потере контроля над ситуацией в зонах наблюдения. Поэтому, желательно иметь предупреждение от соответствующих служб о том, что по этому адресу будут вестись работы и хорошо бы их длительность. Более глобальное вмешательство может быть вызвано строительством, сносом или реконструкцией зданий. В идеальном случае о подобных мероприятиях необходимо уведомлять заранее, чтобы была возможность перемещения технических средств. Наиболее естественный путь для этого – уведомление балансодержателя о предполагаемых мероприятиях такого рода. Однако, для того чтобы этот механизм заработал, необходимо принятие соответствующего постановления органов исполнительной власти.

Итак, представим себе, что у нас существует концепция безопасности и есть полное взаимопонимание по организационным вопросам. Остается найти средства на создание системы.
Фантазий на эту тему существует масса – от привлечения европейских облигаций чуть ли не до передачи в аренду своей половины Луны. Трудно сказать, насколько может быть успешен проект привлечения средств за счет аренды части Луны, но с европейскими, и даже с городскими облигациями проблемы очевидны. Если у нас сейчас нет необходимых средств, то откуда они появятся потом, когда система будет развернута? Ведь это не производство! Более того, потребуются регулярные ежегодные вложения в обслуживание и эксплуатацию системы. Откуда же появятся средства на возврат долгов? В принципе, возможен рост доходов городского бюджета за счет, например, роста туризма. Но одного повышения уровня безопасности для роста туристической индустрии маловато. То же касается и деловой активности. Смысл вкладывать деньги есть только тогда, когда гарантирован не простой возврат с инфляционным коэффициентом, но и некий процент дохода. Так будет рассуждать каждый, кому предложат эти самые облигации.

Наиболее вероятными на сегодняшний день выглядят все же только два источника финансирования: бюджетные средства и инвестор. Соответственно, это нам дает три варианта финансовых схем: финансирование полностью за счет бюджета, финансирование полностью за счет инвестора и смешанная схема финансирования.

Наиболее распространенной является, естественно, схема финансирования, когда бюджет города, или республики, оплачивает создание городской системы безопасности. Преимущество такого подхода – в простоте и прозрачности схемы. Недостаток очевиден: далеко не каждый бюджет может «потянуть» достаточно функциональную систему безопасности. Как следствие – создаются системы, не решающие поставленные задачи в силу ограниченности технических средств. Пользователи совершенно справедливо недовольны, упрекают инсталлятора, который винит бюджет и т д. Необходимость финансирования технического обслуживания бесполезной для пользователя системы совершенно справедливо вызывает непонимание, существующие технические средства в лучшем случае приходят в негодность. Средства и труд, вложенные в создание таких «недоделанных» систем, пропадают абсолютно впустую.

Схема привлечения инвестора встречается довольно редко, поскольку в нашей стране на сегодняшний день не так много инвесторов, способных вложить достаточно большую сумму на существенный срок. В качестве инвесторов для создания систем безопасности небольших городов обычно выступают градообразующие предприятия. Как в этом случае возможен возврат инвестиций? За счет финансирования эксплуатации и технического обслуживания, а также за счет подключения на этих этапах коммерческих пользователей (об этом еще будет сказано). Естественно, инвестор должен иметь гарантии оплаты технического обслуживания развернутой системы со стороны заказчика в течение определенного срока, обеспечивающего рентабельность вложений. Преимущества такой схемы – городской бюджет полностью избавлен от бремени затрат на развертывание системы, а ежегодные отчисления на техническое обслуживание не требуют столь существенного напряжения. Основной недостаток – гарантии инвестору должны быть очень вескими, поскольку вкладываются не «короткие деньги».

Самая перспективная схема на сегодняшний день – это смешанное финансирование из бюджетных и инвестиционных средств. В этом случае нагрузка на каждого из участников распределяется в определенной пропорции, с одной стороны, облегчая нагрузку на бюджет, с другой – снижая риск инвестора.

Несколько отдельно стоит вопрос о схеме финансирования эксплуатации и технического обслуживания. Аналогично развертыванию здесь реально сегодня могут быть только два источника финансирования – тот же бюджет и отчисления пользователей. С бюджетом все понятно, повторяться не будем. Что такое отчисления пользователей? Конечно, речь идет не об УВД и не о подразделениях МЧС – у них свои расходы. Речь идет о пользователях, прямо или косвенно заинтересованных в получении доступа к информационным ресурсам, которые предоставляет система. О том, кто может стать такими коммерческими пользователями и какая информация может быть им полезна, мы поговорим чуть ниже. Вероятно, что отчисления коммерческих пользователей не полностью покроют затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию, но снизить нагрузку на бюджет они смогут.


О подсистемах нижнего уровня системы безопасности города

Прежде всего – что понимается под нижним уровнем системы безопасности города. Нижний уровень системы безопасности города – это совокупность программных и технических средств подсистем, осуществляющих сбор, обработку и хранение первичной информации. Нижний уровень системы обеспечивает абстрагирование следующих уровней системы от конкретных программных и технических решений.

Итак, учитывая сказанное ранее, можно уже сделать некоторые выводы о составе необходимых подсистем.

УВД, как основного пользователя, интересует в первую очередь наблюдение за местами массового скопления людей и зонами криминальной активности, а также социально значимые объекты и жилой сектор. Это, как минимум, подсистемы телевизионного наблюдения и экстренной связи. Помимо подсистем телевизионного наблюдения и экстренной связи, может быть полезна подсистема носимых «тревожных брелоков» с позиционированием. Однако такая подсистема жизнеспособна только при обеспечении частого патрулирования территорий, более характерного для тактики охраны кварталов силами ЧОП, чем для УВД.

Выше мы говорили о том, что существует возможность снижения нагрузки на бюджет за счет подключения к информационным ресурсам системы так называемых коммерческих пользователей. Кроме того, если задуматься, то было бы неплохо, чтобы тот, кто платит деньги, получал какие-то бонусы от этих самых ресурсов, а не только искреннюю благодарность основного пользователя. Если взглянуть на список подсистем безопасности, то становится ясно, что для их развертывания необходимо создание достаточно разветвленной инфраструктуры, как организационной, так и технической. В том числе, сетей передачи данных.

Первое и самое простое, что приходит в голову, – передача построенных при создании системы, но не используемых в настоящее время, мощностей сети передачи данных в аренду коммерческим организациям. Арендная плата, взимаемая за трафик с этих организаций, будет компенсировать в большей или меньшей степени затраты бюджета на техническое обслуживание и эксплуатацию. Однако далеко не везде рынок предоставления услуг передачи данных без сопротивления позволит влиться в него, и это надо учитывать.

Вторым возможным вариантом является предоставление платного доступа к данным телевизионного наблюдения камер, установленных на важных транспортных развязках. Эта информация может быть полезна как непосредственно автомобилистам, так и компаниям-посредникам, предлагающим информацию в уже обработанном и удобном для конечного пользователя виде. Не будем останавливаться на способах и формах представления, идея ясна.

Третья возможность – предоставление жителям домов, подключенных к системе телевизионного наблюдения жилищного фонда, доступа к данным телевизионного наблюдения. Во-первых, это повышает эффективность самой системы за счет роста числа потенциальных операторов. Во-вторых, позволит жителям самостоятельно контролировать ситуацию, например, в подъезде или около него, находясь в квартире. Читатели, имеющие детей школьного возраста или пожилых родителей, а также автолюбители, часто оставляющие свои автомобили у дома, оценят пользу такой возможности. Наиболее логичным будет предоставление каждому жителю возможности получения сигнала от одной камеры бесплатно, с возможностью платного подключения к сигналам других камер. Естественно, не все камеры имеет смысл «выставлять на прилавок». Возможно также разделение услуги – на получение доступа в квартире и получение удаленного доступа, например, через Интернет.

Все вышесказанное касалось только информационных ресурсов, формируемых подсистемами обеспечения безопасности. Однако, учитывая мощь создаваемой инфраструктуры, грех не использовать ее для наращивания и взаимного дополнения возможностей каждой из подсистем. Оптимально выбрав состав включаемых подсистем, мы сможем расширить число пользователей – как коммерческих, так и бюджетных.

Итак, мы имеем линии связи, подходящие к каждому зданию жилищного фонда, в зависимости от выбранной топологии широкополосные или узкополосные. Что они могут принести, так сказать, «руке дающей»? Вспомним далекие от безопасности, на первый взгляд, вопросы реформы ЖКХ. Недостаточность, мягко говоря, информатизации, это раз. Сложность, а подчас и просто невозможность объективного контроля деятельности управляющих компаний и подрядных организаций – это два. Рост тарифов поставщиков энергоресурсов – это три. И, наконец, вытекающая из этого задача перехода на оплату потребленных ресурсов по факту потребления.

Из сказанного становится ясно, какие подсистемы могут быть включены в состав системы обеспечения безопасности нижнего уровня. Например, уже упоминавшееся телевизионное наблюдение в жилищном фонде позволит надзирающему органу контролировать деятельность управляющей компании по уборке территории: одна дополнительная камера позволит отслеживать соблюдение графика вывоза бытовых отходов. Эта информация может быть полезна и самой управляющей компании для контроля деятельности собственных работников и решения конфликтных ситуаций с подрядчиками. И если для надзирающего органа эта информация обязана быть бесплатной, то для управляющей компании вполне резонно назначить абонентскую плату.

Идем далее. Установив в технических помещениях зданий жилищного фонда системы охранно-пожарной и аварийной сигнализации, мы не только обеспечим контроль пожарной обстановки, затоплений, загазованности и т.п., но и охрану технических помещений от проникновения посторонних лиц. Мы сможем, пусть по косвенным признакам, но все же отслеживать проведение планово-предупредительных и аварийно-восстановительных работ соответствующими службами, то есть контролировать качество предоставляемых ими услуг и на основе этого проводить расчеты. Кроме УВД, подразделений МЧС и упоминавшейся выше управляющей компании, информация этой подсистемы может понадобиться и самим организациям, проводящим работы, для встречного контроля. Аналогично вышесказанному появляется и подсистема диспетчеризации лифтового оборудования – кстати, единственному в жилом здании механизму повышенной опасности.

Что дает для безопасности контроль параметров поставляемых ресурсов на общедомовых узлах учета? Если все расходомеры установлены правильно, мы в состоянии отследить утечку, например, горячей воды на пути от ЦТП к дому. Что такое яма с кипятком, неожиданно появившаяся во дворе, где гуляют дети (да и взрослые ходят вообще-то), объяснять не надо. Постоянно, а не раз в месяц, анализируя изменения показаний установленных расходомеров, мы можем определить угрозу прорыва, предотвратить аварию либо немедленно определить ее и, вполне возможно, спасти жизни и здоровье людей. Пользователями такой информации могут выступать подразделения МЧС и, само собой, поставщики ресурсов и управляющая компания.

Ну а причем же тут квартирный учет ресурсов? Во-первых, подключив всех жителей дома к подсистеме квартирного учета, мы можем сравнить данные с показателями общедомового узла. Разница покажет нам наличие утечки внутри дома. Помимо необходимости платить за бездарно потраченный ресурс, утечка может привести к «эффекту домино» аварий в здании, а значит, вполне вероятно, к нанесению материального ущерба жителям. Во-вторых, резкое превышение норм расхода ресурса может служить признаком аварии в квартире (возможно, читателя когда-нибудь затапливал сосед сверху, уехавший на недельку в отпуск). Более того, в случае превышения нормы потребления электроэнергии (что сегодня не редкость) в старых домах из-за возникающей перегрузки может сложиться аварийная ситуация. В неблагоприятном случае она вполне может привести к возгоранию проводки и пожару. Контроль уровня потребления ресурса поможет своевременно определить либо необходимость проведения ремонта и замены оборудования с целью доведения его до современных требований, либо, в зависимости от ситуации, ввести прогрессивную оплату потребления, стимулирующую расточительного потребителя жить скромнее. В любом случае аварийную ситуацию возможно предотвратить.
Житель же, благодаря подключению квартирных расходомеров к автоматизированной системе, получит возможность в любой день прийти и рассчитаться за потребленные ресурсы по факту именно на день и час его обращения, без беготни с бумажками и почтовыми отправлениями.

Наконец, за подключение дома ко всему комплексу подсистем и их обслуживание вполне возможно взимать некую плату с жителей. Ведь платят же жители за домофон! Нет, конечно, в этом случае строка «домофон» должна исчезнуть, а сумма стать больше. Но ненамного больше, иначе потенциально хорошее начинание будет загублено на корню.

Таким образом, включая в систему обеспечения безопасности нижнего уровня нетрадиционные подсистемы, мы можем добиться крайне редко достижимого – полной и очевидной самоокупаемости системы безопасности. В идеале, просуммировав все возможные источники поступления средств, возможно выйти на ноль, то есть на полное отсутствие бюджетных вливаний как в создание, так и в эксплуатацию системы при ее полноценном функционировании. Но это – в идеале…

Хотелось бы чуть подробнее остановиться на различных подсистемах телевизионного наблюдения и подсистемах, опирающихся на их данные, поскольку сегодня это наиболее востребованные компоненты.

Прежде всего, оговоримся, что далее речь пойдет только о цифровых системах телевизионного наблюдения с аналоговыми камерами. Это не значит, что аналоговые системы изжили себя окончательно, – просто стоимость развертывания и содержания распределенной аналоговой системы телевизионного наблюдения может быть оправдана только очень серьезными доводами (вряд ли применимыми к обычным объектам городской инфраструктуры в свете решения задач общественной безопасности), оспаривать которые мы ни в коем случае не станем. Ну а почему не рассматриваются IP-камеры, станет ясно чуть позже.

Часто встречаются требования установки подсистем распознавания номерных знаков транспортных средств, систем распознавания лиц, а также так называемых «интеллектуальных детекторов», призванных самостоятельно следить за целями и распознавать чрезвычайные ситуации или события криминального характера.

Что касается распознавания номерных знаков, подсистема сама по себе не имеет практической ценности, если не пополнять ее базу данных. Пополнение базы данных раз в 2-3 дня – еще более бессмысленно, чем отказ от ее пополнения вообще. Ведь ценность информации падает со временем по экспоненте, а ввод уже бесполезной информации отнимает время сотрудника. Кроме того, но это уже субъективное мнение, такая система не самое дешевое и не слишком эффективное удовольствие как в инсталляции, так и в обслуживании, особенно в крупных городах в средней полосе России, на магистралях с интенсивным смешанным транспортным потоком.

Системы распознавания лиц на сегодняшний день все еще довольно требовательны к условиям освещенности и позиционированию. Подобные системы могут с успехом использоваться в тех местах, где человек вынужден смотреть в определенную зону и где можно создать более-менее постоянные и приемлемые условия освещенности. Напрашивающиеся примеры – в кассах, где человек обычно наклоняется к окошечку кассира, или в отделах внутренних дел, когда человека можно заставить смотреть туда, куда необходимо – например, для ускорения поиска по картотеке разыскиваемых лиц или подтверждения подлинности документов. В принципе, возможна установка телевизионных камер таких систем и в местах проходов через турникеты, когда человек инстинктивно наклоняется или поворачивается к считывателю. Разговоры об автоматическом распознавании лиц в потоке идущих по улице людей в городе – это пока все еще миф и фантазии.

Детекторы слежения, вокруг которых сегодня так много шума, – к сожалению, в большинстве своем тоже не предназначены для городских условий. Такие системы прекрасно показывают себя в зонах малой активности, вроде складских территорий, специализированных помещений, охраняемых автостоянок, зон и полос отчуждения. Однако, как показывает опыт тестирования, они плохо справляются с оживленной городской улицей, где одновременно появляется большое количество целей, пересекающихся с контрастными пятнами неподвижных и движущихся теней, где объект может временно скрываться другим (человек за рекламным щитом, кузовом автомобиля, наконец, просто каким-то крупногабаритным предметом, временно находящимся в этой зоне). Сопровождать цель в таких условиях очень сложно даже оператору-человеку. Все вышесказанное можно отнести и к так называемым интеллектуальным детекторам криминальной активности. Каждый детектор на городской улице будет давать за день такое количество ложных срабатываний, что операторы уже через неделю либо перестанут обращать на это внимание, либо просто отключат его.

Хотелось бы несколько слов сказать о минимальных требованиях. Заказчик, конечно, всегда прав, но иногда стоит подтолкнуть его в правильном направлении. Когда основным пользователем системы предполагается УВД, а в качестве заказчика выступает городской бюджет, очень часто встречается требование 25 кадров в секунду при максимальном разрешении. Такое требование накладывает довольно жесткие ограничения на технические средства и каналы связи, и когда появляется сметная стоимость, заказчики хватаются за голову. На самом деле существует документ, в котором заданы минимально допустимые требования к оборудованию системы телевизионного наблюдения, используемой в интересах МВД. Это информационное письмо ЭКЦ МВД Российской Федерации, которое называется «Криминалистические требования на установку и эксплуатацию телевизионных систем наблюдения». В частности, согласно этому документу, рекомендованная минимальная разрешающая способность изображения, пригодная для милиции общественной безопасности, составляет 350 твл. Подчеркнем, что речь идет не о разрешении видеокамеры, а о разрешении изображения, получаемого на устройстве отображения после синтеза или декодирования сигнала. Разрешающая способность изображения, пригодного для использования криминалистическими подразделениями, составляет 380-400 твл. Некоторую двусмысленность вносит, правда, требование разрешения 500 твл для распознавания лица человека. Там же указана и минимально допустимая частота кадров для случая, когда целевая задача камеры связана с человеком, – не менее 5 кадров в секунду. Если целевая функция связана с движущимися транспортными средствами, то, естественно, потребуется более высокая частота, вплоть до 25 кадров в секунду, в зависимости от ожидаемой скорости движения.

Попытка заказчика объять необъятное – это путь в никуда, поэтому лучше всего предложить, если это возможно, поэтапное развертывание, где этапы будут согласованы с поступлением финансовых средств на создание и техническое обслуживание и эксплуатацию уже созданных компонентов. На наш взгляд, лучше качественнее выполнить меньший круг задач, чем оставить недоделанным больший. Например, на первом этапе возможно развертывание технических средств подсистемы телевизионного наблюдения в местах массового скопления и зонах криминальной активности, соответствующих требованиям милиции общественной безопасности. На втором, по тем же требованиям – подсистемы телевизионного наблюдения в жилом секторе (наиболее эффективной из всех подсистем, о чем можно судить на примере Москвы по количеству сигналов, переданных операторами системы в УВД в реальном времени, и динамике обращений представителей УВД за архивными материалами). На третьем этапе осуществляется подключение подсистем, выполняющих задачи в интересах ГИБДД, с модернизацией (там, где это необходимо) технических средств, установленных на первом этапе и т. д. Такой поэтапный подход позволит избежать лишних затрат «на дальнее будущее», которого, вообще говоря, может и не быть до капитального ремонта или даже окончания планового срока службы системы.

Хотелось бы поделиться своими взглядами на задачу выбора технических средств систем телевизионного наблюдения. Основное отличие городской телевизионной системы наблюдения от обычной объектовой – распределенность и количество технических средств.

Рассмотрим вопрос выбора телевизионных камер для наблюдения за местами массового пребывания людей и предположим, что отбор по целевой задаче уже проведен. Чтобы сделать окончательный выбор, надо сначала понять интересующий ценовой диапазон. «На понижение» в этом случае играют следующие факторы: количество камер (даже в пилотных зонах обычно приближается к сотне), квалификация и количество монтажников, ведущих развертывание системы, невозможность, в силу целевой задачи, размещения камеры в труднодоступном, без специальных средств, месте. «На повышение» – стремление сократить затраты на штат, необходимый для технического обслуживания и восстановления работоспособности, возможность монтажа в местах, труднодоступных без специальных средств. Наш опыт говорит, что в случае, если возможен монтаж в труднодоступных для посторонних лиц местах, лучше выбирать камеры двух (цветная и черно-белая), максимум трех, типов, удовлетворяющие требованиям целевых задач (пусть даже где-то с перехлестом) из средней ценовой категории. Если монтаж в труднодоступных местах невозможен в силу целевой задачи, то лучше чуть пожертвовать надежностью и использовать камеры дешевле – никакая вандалостойкость не остановит изобретательного, но скучающего человека, и в противном случае расходы на восстановление уничтоженных или украденных камер будут выше, чем ожидаемая экономия на квалификации и численности обслуживающего штата.

Для системы телевизионного наблюдения в жилом фонде на первое место выходят количество камер (сотни и тысячи) и доступность для вандализма. Если учесть большое количество зон наблюдения, то становится понятно, что на все возможные случаи невозможно подобрать разнотипные камеры. Опытным путем было выяснено, что с этой задачей вполне справляются недорогие однотипные черно-белые модули с разрешением не менее 400 твл, минимально допустимой освещенностью матрицы ПЗС порядка 0,01 лк и тремя типами объективов: 30 градусов – для монтажа над переговорным замковым устройством (для получения изображения лица входящего человека – камера, видеозапись с которой наиболее важна при расследовании квартирных краж), а также 90 и 120 градусов – для монтажа над входом в подъезд и в подъезде (для наблюдения за приподъездной, дворовой территорией и в подъезде – камеры востребованы для обеспечения безопасности жителей в режиме оперативного доступа, видеозаписи с камер востребованы при расследовании краж и разбойных нападений), а также в кабине лифта (видеозаписи камеры востребованы при расследовании актов вандализма, квартирных краж и разбойных нападений). Соответственно местам размещения используются два типа кожухов – для монтажа на стене или потолке и для монтажа в кабине лифта. Камера над переговорным замковым устройством, как правило, врезается в дверь и закрывается защитной пластиной или вмуровывается рядом с дверью. Чувствительность камер вполне достаточна, если имеется искусственное освещение приподъездной территории (а оно должно быть), и даже вдруг такового нет, но в окнах дома или во дворе горит свет. Применение матриц более высокой чувствительности потребует более частой их замены по причине ускоренного выгорания в светлое время суток, а использование инфракрасной подсветки привлекает ненужное внимание, что имеет следствием частую замену уничтоженного оборудования.

Таким образом, для одного подъезда жилого дома с одним лифтом требуется не менее четырех телевизионных камер для обеспечения выполнения системой целей создания. Передача видеосигнала от этих камер к устройству оцифровки, пусть даже установленному в этом же доме, по коаксиальному кабелю, будет зрелищем душераздирающим, особенно, если это устройство установлено на чердаке, а слаботочный стояк плотно забит. Если же учесть, что брежневские дома в спальных районах имеют в среднем пять подъездов, то очевидно, что коаксиальный кабель для этой цели вряд ли пригоден. Остается использование витой пары. Если устройства оцифровки установлены в каждом доме, то тип витой пары не принципиален, лишь бы симметрирующие усилители были рассчитаны на характеристику затухания используемого кабеля, причем с изрядным допуском, поскольку расстояния сравнительно невелики. Учитывая рост цен на медь, любопытными выглядят комплекты, обеспечивающие передачу двух видеосигналов по одной паре, однако протестировать их в деле пока не довелось. Использовать высококачественные (и дорогие) симметрирующие усилители для системы телевизионного наблюдения жилого фонда не представляется целесообразным, поскольку никто не станет предъявлять очень высоких требований к изображению подъездной или лифтовой камеры. Вполне удовлетворит недорогое и средненькое по характеристикам устройство. Гораздо важнее в данном случае – ремонтопригодность и технологичность ремонтных работ, а также приспособленность к монтажу в тяжелых для любого оборудования условиях жилого сектора. Желательно, чтобы все работы на объекте сводились к операции «вытащить неисправный блок – вставить исправный».

Несколько слов об устройствах оцифровки. Существуют два подхода, и оба имеют свои плюсы и минусы.

Наиболее распространенный сегодня подход – использование в качестве устройства оцифровки PC. Преимущество такого подхода, главным образом, в гибкости платформы, простоте обновления программного обеспечения, наращивания функциональных возможностей с подключением и интеграцией нового оборудования. Такие устройства могут работать аналогично обычным цифровым рекордерам, обеспечивая, как правило, хранение и просмотр данных локально, пересылать обработанные данные к удаленному рабочему месту в режиме «точка-точка» либо отправлять их на сервер, который и будет распределять видеопотоки в соответствии с конфигурацией. Если связь с сервером или удаленным рабочим местом будет прервана, на локальной записи это никак не скажется и при необходимости локальный архив может быть снят. Кроме того, конечно, ремонтопригодность, о чем говорилось уже выше. Именно такой подход реализован в настоящее время в Москве и ряде других городов.

Недостатком его является необходимость проведения ряда дополнительных процедур по техническому обслуживанию, связанных с эксплуатацией PC в ненормальных условиях (повышенные температуры, запыленность) для продления срока службы. Альтернативой может быть применение шкафов класса защиты оболочки IP51, но стоимость этих шкафов сегодня слишком высока для проектов такого масштаба.

Альтернативный подход – применение специализированных аппаратных устройств оцифровки, так называемых non-PC устройств. Основным преимуществом такого устройства является высокая надежность установки, меньшая чувствительность к пыли, отсутствие в нем движущихся механических частей и необходимости принудительного охлаждения. Кроме того, в силу своей специфичности оно не пользуется особой популярностью у любителей чужих технических новинок.

Недостатками такого устройства являются, в подавляющем большинстве случаев, отсутствие возможности обновить программное обеспечение, невозможность интеграции с внешним оборудованием, отсутствие устройства хранения видеоархива. Последнее означает, что при потере связи с сервером (чаще всего такое бывает из-за выхода из строя активного сетевого оборудования), вся информация, собираемая техническими средствами, окажется безвозвратно потерянной.

Если не планируется интеграция с каким-либо оборудованием и гарантия сохранения архива не имеет первостепенной важности, целесообразно делать выбор в сторону решений на базе non-PC, повышая надежность сети передачи данных.

Если предусматривается многоэтапное развитие системы, в ходе которого будут постепенно наращиваться технические средства, – лучше использовать решение на базе PC.

Как выбираются параметры оцифровки телевизионного сигнала? Естественно, в зависимости от целевой задачи. О скорости оцифровки кадров выше уже шла речь. В жилищном секторе целевая функция связываетя с человеком, поэтому скорость оцифровки более 6 кадров в секунду вряд ли принесет дополнительные преимущества, зато отнимет системные ресурсы. Максимальное разрешение (4CIF) действительно необходимо может быть только для камеры, установленной вблизи переговорного замкового устройства. Для всех остальных камер вполне достаточно иметь разрешение CIF. Конечно, по идее, чем больше разрешение, тем лучше «картинка», но стот задуматься о действительной необходимости, когда речь идет о тысячах каналов оцифровки, о сетевом трафике и массивах для хранения данных.

И несколько слов о каналах передачи данных. Вполне понятно желание передавать цифровые видеопотоки по беспроводным сетям. К сожалению, недорогие решения не отличаются ни устойчивостью, ни необходимой пропускной способностью, поэтому беспроводные мосты лучше всего использовать для связи с мобильными компонентами системы обеспечения безопасности для передачи данных и видеопотоков, адаптированных к пониженной пропускной способности канала, а также для организации связи с участками, добраться до которых другими способами невозможно.

Наиболее надежной средой передачи цифровых данных для системы безопасности нижнего уровня является волоконно-оптическая линия связи. Широкополосная линия связи позволит передавать необходимый трафик и при грамотном проектировании создаст мощную многоцелевую телекоммуникационную инфраструктуру, которую заказчик сможет использовать по своему усмотрению.

В большинстве случаев самым оптимальным с точки зрения временных и материальных затрат будет строительство воздушных кабельных линий связи. Такие линии можно в случае необходимости достаточно быстро перебросить, скорректировав топологию. Недостаток такой линии является оборотной стороной ее достоинства по сравнению с кабельной канализацией – открытая прокладка делает ее потенциально уязвимой от внешних воздействий. Для компенсации этого недостатка обычно используется кольцевая топология опорной сети. При этом в кольцо объединяются только опорные узлы сети, а близлежащие вычислительные узлы, в которых установлены устройства оцифровки, подключаются к опорным узлам по топологии «звезда». Такой подход позволяет найти разумный компромисс между надежностью и стоимостью телекоммуникационной составляющей.

В. Муравьев
генеральный директор ООО ТД «Безопасный город»,
Я. Яфаев
технический директор ООО ТД «Безопасный город»

26.06.2007
Источник: Журнал "Алгоритм безопасности"


Читайте также:

 Все статьи раздела "Безопасность (охранно-пожарные системы, видеонаблюдение, домофоны)"


ВХОД В КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
 

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Я забыл пароль Регистрация
Всего в этом разделе:
      181 компания

Коммуникации и инфраструктура / Безопасность (охранно-пожарные системы, видеонаблюдение, домофоны)

Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары).
© 2000 - 2024 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
За достоверность информации, размещенной абонентами, портал OfficeMart.Ru ответственности не несет.
Веб-дизайн, разработка сайта, продвижение сайта - Текарт
Все замечания, предложения и пожелания отправляйте по адресу manager@officemart.ru, по телефону (495) 790-75-91 или ICQ: 442880368.
Политика в отношении обработки персональных данных


Рейтинг@Mail.ru
Стань экспертом!