Здравствуйте!
Вы попали в отраслевое маркетинговое агентство officemart.ru, охватывающее все аспекты обеспечения современного офиса необходимыми товарами и услугами.

Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».

Наша специализация: товары и услуги для офиса.

Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.

Предварительный запрос

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Все разделы Officemart (64)
Главная | Карта сайта | Разместить рекламу | Конкурсы | О проекте | Рассылка | Помощь | Регистрация | Вход
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса
Юридические и бухгалтерские услуги / Бухгалтерские услуги и аудит
Главная >> Бухгалтерские услуги и аудит >> Статьи >> Шесть этапов анализа бухгалтерского баланса
Для нас важно ваше мнение. Стань экспертом!




Статьи


Шесть этапов анализа бухгалтерского баланса

МикроскопАнализ баланса может проводиться непосредственно по бухгалтерскому балансу или по агрегированному аналитическому балансу. В ходе анализа целесообразно определить темпы роста наиболее значимых статей (групп) баланса и сравнить полученные результаты с темпами роста выручки от продаж. Рассмотрим шесть этапов анализа бухгалтерского баланса: анализ динамики и структуры баланса, анализ финансовой устойчивости организации, анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия, анализ состояния активов, анализ деловой активности и диагностика финансового состояния предприятия.

Анализ бухгалтерской отчетности включает анализ всех ее форм, включая пояснительную записку и итоговую часть аудиторского заключения.

В ходе предварительного анализа бухгалтерской отчетности выявляется и оценивается динамика «больных» статей отчетности двух видов:

  1. свидетельствующих о крайней неудовлетворительной работе коммерческой организации в отчетном периоде и о сложившемся в результате этого плохом финансовом положении (непокрытые убытки, просроченные кредиты и займы и кредиторская задолженность и т.п.);
  2. свидетельствующих об определенных недостатках в работе организации, которые в случае их регулярного повторения в отчетности нескольких смежных периодов могут существенно отразиться на финансовом положении организации (просроченная дебиторская задолженность, задолженность, списанная на финансовые результаты, взысканные с организации штрафы, пени, неустойки, отрицательный чистый денежный поток и т.п.).
Анализ баланса может проводиться непосредственно по бухгалтерскому балансу или по агрегированному аналитическому балансу, представленному ниже. В скобках указаны статьи (строки) бухгалтерского баланса, которые рекомендуется включать в состав выделенных групп аналитического баланса.

Таблица 1. Агрегированный аналитический баланс

Условное обозначениеНа начало годаНа конец года
Актив
1. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (стр. 250 + стр. 260)ДС
2. Дебиторская задолженность и прочие оборотные активы (стр. 215 + стр. 240 + стр. 270)ДЗ
3. Запасы и затраты (стр. 210 - стр. 215 + стр. 220)ЗЗ
Всего текущих активов (оборотных средств) (стр. 290 - стр. 230)ОА
4. Иммобилизованные средства (внеоборотные активы) (стр. 190 + стр. 230)ВА
Итого активов (имущество) (стр. 300)СВА
Пассив
1. Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы (стр. 620 + стр. 630 + стр.650 + стр. 660)КЗ
2. Краткосрочные кредиты и займы (стр. 610)КК
Всего краткосрочный заемный капитал (краткосрочные обязательства) (стр. 690 - стр. 640)КО
3. Долгосрочный заемный капитал (долгосрочные обязательства) (стр. 590)ДО
4. Собственный капитал (стр. 490 + стр. 640)СК
Итого пассивов (капитал) (стр. 700)СВК


В аналитическом балансе сохраняется общая балансовая модель: СВА = СВК или ДС +ДЗ + ЗЗ + ВА = КЗ + КК+ДО + СК.

Рассмотрим этапы анализа баланса.

I этап: анализ динамики и структуры баланса

В ходе анализа целесообразно определить темпы роста наиболее значимых статей (групп) баланса и сравнить полученные результаты с темпами роста выручки от продаж.

Важным направлением анализа является вертикальный анализ баланса, в ходе которого оцениваются удельный вес и структурная динамика отдельных групп и статей актива и пассива баланса.

«Хороший» баланс удовлетворяет следующим условиям:
  1. валюта баланса в конце отчетного периода увеличивается по сравнению с началом периода, а темпы роста ее выше уровня инфляции, но не выше темпов роста выручки;
  2. при прочих равных условиях темпы роста оборотных активов выше, чем темпы роста внеоборотных активов и краткосрочных обязательств;
  3. размеры и темпы роста долгосрочных источников финансирования (собственного и долгосрочного заемного капитала) превышают соответствующие показатели по внеоборотным активам;
  4. доля собственного капитала в валюте баланса не ниже 50%;
  5. размеры, доля и темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковые;
  6. в балансе отсутствуют непокрытые убытки.
При анализе баланса следует учитывать изменения в методологии ведения учета и в налоговом законодательстве, а также положения учетной политики организации.

II этап: анализ финансовой устойчивости организации

Абсолютные показатели финансовой устойчивости:
  • наличие реального собственного капитала (чистых активов);
  • наличие собственных оборотных средств и чистого оборотного капитала.
Относительные показатели финансовой устойчивости — это коэффициенты финансовой устойчивости (финансовой структуры капитала).

Система основных показателей для анализа финансовой устойчивости:
  1. Собственный оборотный капитал (собственные оборотные средства): СОС = СК - ВА
  2. Чистый оборотный капитал: ЧОК = СК + ДО - ВА или ЧОК = ОА - КО
  3. Чистые активы: ЧА (порядок расчета установлен письмом Минфина России и ФКЦБ. Представленный выше аналитический баланс сформирован так, что СК=ЧА)
  4. Коэффициент автономии (финансовой независимости, концентрации собственного капитала): кавт = СК / СВК
  5. Коэффициент финансовой зависимости (концентрации заемного капитала): кфз = ЗК / СВК, где ЗК = КО + ДО
  6. Соотношение заемных и собственных средств (коэффициент финансового леверижда): кзс = ЗК / СК
  7. Коэффициент сохранности собственного капитала: кскс = СКк.п. / СКн.п.
  8. Коэффициент маневренности (мобильности) собственного капитала: кскм = СОС / СК
  9. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (чистым оборотным капиталом): косс = СОС / ОА
III этап: анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия

Ликвидность баланса означает наличие оборотных средств в размере, потенциально достаточном для погашения краткосрочных обязательств. Ликвидность баланса является основой платежеспособности организации. Оценка ликвидности баланса может производиться различными методами, в том числе на основе расчета основных коэффициентов ликвидности. В расчет каждого из коэффициентов включаются определенные группы оборотных активов, различающихся по степени ликвидности (т.е. способности трансформироваться в денежные средства в ходе производственно-коммерческого цикла).

IV этап: анализ состояния активов

В рамках анализа бухгалтерского баланса необходимо провести анализ состава, структуры и эффективности использования внеоборотных и оборотных активов. Для оценки эффективности оборотных активов применяются показатели рентабельности и оборачиваемости.

Для оценки оборачиваемости оборотных средств в целом можно рекомендовать следующие показатели:
  • Коэффициент оборачиваемости оборотных средств: коб = N / ОА ср, где N — выручка от продаж; ОА ср — средняя величина оборотных активов.
  • Период оборота оборотных средств: По = ОА ср * Д / N, где Д — количество дней в анализируемом периоде.
Анализ динамики, состава и структуры внеоборотных активов по балансу должен быть дополнен анализом основных средств.

V этап: анализ деловой активности

Оценка деловой активности может быть проведена по следующим направлениям:
  1. по уровню эффективности использования ресурсов (уровню и динамике фондоотдачи, производительности труда, рентабельности и других показателей). Наиболее важные в этой группе — показатели оборачиваемости активов и капитала;
  2. по соотношению темпов роста прибыли, оборота и авансированного капитала. Деловая активность характеризуется положительно при соблюдении соотношения:

    ТРПДН > ТР N > ТРСВК > 100%,


    где ТРПДН — темп роста прибыли до налогообложения (либо до уплаты налогов и процентов); ТР N — темп роста оборота (выручки от продаж); ТРСВК — темп роста авансированного капитала (валюты баланса).

    Зависимость означает:
    • экономический потенциал предприятия растет (масштабы деятельности увеличиваются);
    • объем продаж возрастает более высокими темпами по сравнению с ростом авансированного капитала, т.е. ресурсы предприятия используется более эффективно;
    • прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует об относительном снижении затрат. Данное соотношение называется «золотым правилом экономики предприятия».
  3. по специальным показателям, характеризующим деловую активность (коэффициентам устойчивости экономического роста, способности самофинансирования, инвестиционной активности).
VI этап: диагностика финансового состояния предприятия

Наиболее распространенными подходами к диагностике финансового состояния являются: оценка возможности восстановления (утраты) платежеспособности и использование дискриминантных математических моделей вероятности банкротства.
  1. Для оценки возможности восстановления (утраты) платежеспособности рассчитываются два базовых показателя:
    • коэффициент текущей ликвидности (нормативное значение 2,0);
    • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (нормативное значение 0,1).
  2. Дискриминантные математические модели вероятности банкротства. В современной литературе по финансовому анализу предлагается целый ряд западных и российских моделей. Ниже представлена модифицированная модель Альтмана для производственных предприятий, акции которых не котируются на бирже (запись модели дана в варианте, адаптированном к показателям российского баланса и отчета о прибылях и убытках):

    Z = 0,717 * К1, + 0,847 * К2 + 3,107 * К3 + 0,42 * К4 + 0,995 * К5,

    где К1 — отношение чистого оборотного капитала к активам;К2 — отношение резервного капитала и нераспределенной (накопленной) прибыли (непокрытого убытка) к активам;К3 — отношение прибыли (убытка) до уплаты налогов и процентов к активам;К4 — отношение капитала и резервов (собственного капитала) к общим обязательствам;К5 — отношение выручки от продаж (нетто) к активам.

    Критерии оценки:
    • Z < 1,23 — высокая вероятность банкротства;
    • 1,23 < Z < 2,9 — зона неопределенности;
    • Z > 2,9 — малая вероятность банкротства.
    При этом степень достоверности прогноза составляет: до 1 года — 88 %, до 2 лет — 66%, более 2 лет — 29%.

    Практика применения этой модели при анализе российских предприятий показала возможность ее использования и наибольшую реальность получаемых значений по сравнению с другими западными моделями.

    Aлeвтинa Вениаминовна Зoнoвa,
    доктор экономических наук,
    профессор, декан факультета экономики
    Вятского государственного гуманитарного университета,
    советник по экономическим вопросам
    Вятской торгово-промышленной палаты.

    22.05.2009
    Источник: Элитариум: Центр дистанционного образования


    Читайте также:

     Все статьи раздела "Бухгалтерские услуги и аудит"


ВХОД В КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
 

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Я забыл пароль Регистрация
Всего в этом разделе:
      176 компаний

Юридические и бухгалтерские услуги / Бухгалтерские услуги и аудит

Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары).
© 2000 - 2024 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
За достоверность информации, размещенной абонентами, портал OfficeMart.Ru ответственности не несет.
Веб-дизайн, разработка сайта, продвижение сайта - Текарт
Все замечания, предложения и пожелания отправляйте по адресу manager@officemart.ru, по телефону (495) 790-75-91 или ICQ: 442880368.
Политика в отношении обработки персональных данных


Рейтинг@Mail.ru
Стань экспертом!