|
|
Статьи
Вся жизнь – игра!
"Продавай, продавай! Что же ты делаешь? Мы так ничего не добьемся. Ну еще, еще чуть-чуть. Эх! Эй, ты знаешь, мы разорены…" Вы думаете, эта чья-то жизненная драма? Разбитая судьба? Не волнуйтесь, сегодня наш разговор пойдет не о кладбище разбитых надежд, а всего лишь о бизнес-играх.
Нет, это не массовый поход коллектива в боулинг, бильярд или другое развлекательное заведение. Ударение следует делать именно на слове "бизнес", так как цели у таких игр очень даже прикладные и реальные – обучение сотрудников. "Тогда причем здесь игры?" – спросите вы.
Есть такой привычный для нашего слуха термин "тренинг", что в переводе с английского означает "обучение", "тренировку". Проводятся тренинги часто в лекционной форме. Слушателям читается определенный курс, по окончании которого они, как правило, получают сертификат о его прохождении. Но одним сертификатом сыт не будешь, а на голой теории эффективной работы не выстроишь. Везде нужен опыт. Поэтому первостепенной задачей бизнес-игр является симуляция реальных, боевых условий. Но так, чтобы побуждать участников искать новые пути решения проблем. Идеал? Ну почти.
В конце 1960-х годов Стаффорд Бир в своей книге "Мозг фирмы" предложил использовать виртуальные деловые игры.
В 1980-е годы деловые игры получили широкую популярность в западных школах менеджмента. Например, игра университета Сиэттла "Занзибар" использовалась в учебных курсах по внешнеэкономической деятельности. Первые версии виртуальных бизнес-игр были разработаны компанией Silicon Graphics.
В нашей стране первые игры появились в начале 1930-х годов. Автором первой деловой игры была М.М. Бирштейн, а проводилась она на ленинградском заводе пишущих машин "Красный ткач". Интересный факт – первые игры использовались не в учебных целях, а как средство подготовки реальных управленческих решений. Сейчас существует большое количество бизнес-игр по разным наукам: биология, медицина, архитектура, психология, социология и другие.
Основная задача любой бизнес-игры – симулирование той или иной жизненной ситуации, подчас кризисной. Именно преодоление различных трудностей и предоставляет сотрудникам тот самый ценный опыт. Ситуации могут быть самые разные: от совсем фантастических (например, в игре "Миссия на Энернову" участники соревнуются между собой за право обладания новой планетой – Энерновой) до реальных (например, в игре Watergame группе из 16 человек за четыре часа необходимо смоделировать и добиться максимально эффективной работы цепочки поставщиков).
Преимущества бизнес-игр очевидны. Сотрудники, сидя за одним столом, передвигают на игровом поле фишки, отображая смоделированную ситуацию. Следовательно, игра дает возможность "встать со своего кресла" и посмотреть, чем занимаются коллеги из других подразделений. Этот опыт позволяет наладить более эффективные отношения между департаментами.
Сознание того, что это все-таки игра, создает хорошую атмосферу. Сотрудники могут безбоязненно использовать те решения, на которые они, возможно, в реальности решились не сразу. В некоторых игры иногда рождают и азарт.
Бизнес-игры предоставляют компании уникальную возможность провести те решения или меры, которые она хотела бы опробовать и тут же посмотреть результат.
Деловые игры могут предложить многое не только в плане практики. Они помогают коллективу лучше узнать друг друга, с кем они работают, вырабатывают "чувство плеча", помогают раскрыть те или иные характерные черты участников (проще говоря – потенциал). Ведь у всех у нас что-то получается лучше, а что-то хуже.
Выделяют несколько типов бизнес-игр: - Настольные игры (самый простой пример – "Монополия"). Главное преимущество таких игр – наглядность, недостаток – ограниченность. Все-таки список ситуаций, который может симулировать такая игра, крайне мал.
- Ролевые игры. Это та самая симуляция деятельности компании в определенной ситуации.
- Организационно-деятельностные игры. Симулируется прежде всего управленческая часть деятельности компании. Ведутся дискуссии, круглые столы и т.д.
- Компьютерные игры. Пожалуй, самый сложный и самый интересный способ симуляции. Возможности современных компьютеров таковы, что позволяют симулировать деятельность компании в различных областях, наиболее приближенную к реальной. Эти игры имеют большой потенциал развития.
Если вы помните, чуть выше я упомянул, что бизнес-игры – почти идеал. Почему почти? Потому что их гораздо сложнее обновлять, так как они представляют законченный продукт. Вносить изменения, соответствующие современным реалиям, зачастую не представляется возможным.
Подытоживая, хочется сказать, что бизнес-игры – это хорошая возможность сотрудникам проявить себя, обучиться чему-то новому, а заодно и отвлечься от работы. Компании же получают уникальную возможность оптимизировать свою работу и опробовать новые методы и решения.
Андрей Рапуто
08.04.2008
Источник:
e-perspektiva
Читайте также:
Все статьи раздела "Тренинги"
|
|
|