Здравствуйте!
Вы попали в отраслевое маркетинговое агентство officemart.ru, охватывающее все аспекты обеспечения современного офиса необходимыми товарами и услугами.

Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».

Наша специализация: товары и услуги для офиса.

Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.

Предварительный запрос

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Все разделы Officemart (64)
Главная | Карта сайта | Разместить рекламу | Конкурсы | О проекте | Рассылка | Помощь | Регистрация | Вход
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса
Кадры / Тренинги
Главная >> Тренинги >> Статьи >> Почему тренинги бывают неэффективными?
Для нас важно ваше мнение. Стань экспертом!




Статьи


Почему тренинги бывают неэффективными?

Представьте себе, как начинается семинар на тему «Искусство флирта и женского обаяния». Полный зал заинтересованных представительниц прекрасной половины человечества с нетерпением предвкушает возможность познать тайну женских чар… Все замирают в ожидании появления самой ведущей. Долгая театральная пауза… И в ярко освещенный зал наконец входит Она — длинная, бесформенная, плохо сидящая и безвкусно подобранная одежда, отсутствие макияжа, прически, грустный взгляд. В ходе семинара выясняется, что тренер по женскому обаянию имеет проблемы в собственной личной жизни. На второй день занятий зал остается практически пустым…

Что произошло? В чем причина неудачи? Почему у слушателей пропал интерес? Плохая программа семинара? Неумение тренера установить контакт с аудиторией? Сложность обучения конкретным навыкам или что-то еще? Давайте попробуем пролить свет на то, почему одни семинары проходят с громким успехом, а другие — забываются на следующие сутки. Почему про одних тренеров говорят, что их семинары всегда эффективны, а про других — это пустая трата времени и денег?

Популярность такой формы обучения, как тренинги, растет с каждым днем. Круг обсуждаемых вопросов чрезвычайно многообразен: забота о здоровье, построение грамотных взаимоотношений с людьми, организация успешных продаж, управление кадрами, разрешение конфликтных ситуаций, изучение разных направлений современной психологии и т. д. Их посещают бизнесмены и домашние хозяйки, психологи и врачи, педагоги и студенты, политики и спортсмены - то есть представители всех профессий с самым разным уровнем образования и кругом интересов. Целями посещения семинара у слушателей могут быть такие задачи, как изменение и управление собственным физическим и психологическим состоянием, получение в кратчайшие сроки значительного увеличения прибыли, долгосрочное планирование, умение вести переговоры, достижение взаимопонимания в кругу семьи, повышение своего профессионального уровня или просто общение.

Если мы обратим внимание на тренинговый сектор рынка деловых услуг, который сформировался к настоящему времени, то мы увидим не меньшее разнообразие. Один российский Интернет пестрит тысячью предложениями с приглашениями на различные семинары и тренинги. Здесь и обучение классическим психологическим школам: психодрама, гештальт-подход, психоанализ, телесно-ориентированная психотерапия; и более новые направления, например, НЛП, которые уже успели обзавестись своей армией поклонников. Причем подобные услуги оказывают как компании, основным профилем которых как раз и является организация краткосрочных и длительных обучающих программ, так и просто специалисты, которые сами достигли больших успехов в какой-либо области человеческой деятельности, накопили огромный опыт и готовы поделиться своими открытиями с другими.

И, несмотря на многообразие семинаров, отвечающих самым разным запросам для различной аудитории, наличие большого числа квалифицированных тренеров, некоторые тренинги проходят неэффективно. С чем это связано? Существует ли разница между структурой и формой подачи тренинга, который приносит ощутимую пользу, и неэффективным тренингом? Есть ли какие-то общие принципы проведения семинаров, которые позволяют избежать проблем, связанных с неудовлетворением интересов и целей заказчиков подобных программ? Что объединяет всех успешных профессиональных тренеров и ведущих? Давайте заглянем в разные аудитории, где проходят занятия, посмотрим, послушаем и попробуем сделать важные выводы.


Баланс теории и практики

Крупное рекламное агентство нанимает известного тренера для проведения семинара, который позволит решить некоторые структурные проблемы взаимодействия производственного и дизайнерского отделов. Руководство агентства, заказавшее семинар, рассчитывало на то, что будут найдены и апробированы именно практические пути разрешения возникающих проблем. Тренер убедительно всех заверил, что эта задача ему по плечу, получил свой аванс и начал программу.

Весь семинар в течение трех дней состоял из теоретического рассмотрения различных моделей, заимствованных из теории организации производственного менеджмента и прочих смежных дисциплин, которые знает каждый прилежный студент любого более или менее приличного экономического ВУЗа. Заказчики остались весьма «довольны» результатами.

Еще пример. Одному из подразделений крупного банка, задачами которого было привлечение новых клиентов, необходимо было увеличить процент заключения успешных сделок. Была приглашена команда тренеров, которые, собрав информацию о текущем состоянии дел, провели семинар, обучающий целому ряду практических навыков. Сотрудников банка научили, как можно быстро установить контакт с клиентом, как заинтересовать его в сотрудничестве, как, в конце концов, убедить его работать именно с этим банком и т. д.

Любопытно, каких результатов смогли достичь воодушевленные семинаром сотрудники банка после того, как снова приступили к выполнению своих должностных обязанностей? В итоге они, конечно, получили множество действительно полезных инструментов, но поскольку эти практические навыки не были встроены в единую теоретическую модель успешного проведения переговоров, то весь эффект от тренинга свелся к разовым случаям использования опыта, полученного на семинаре.

Таким образом, мы с вами увидели две крайности, которые следует избегать, если вы хотите провести по-настоящему эффективный тренинг. Первая крайность заключается в том, когда в процесс обучения включено очень много теоретического материала и мало, или совершенно отсутствуют, практические упражнения. Такие тренинги больше напоминают скучные лекции (а бывают и просто устаревшими) и малоэффективны с точки зрения практической реализации в повседневной жизни. Перекос в другую сторону, т. е. насыщение занятий одной практикой, приводят к тому, что участники семинара не получают общего системного видения использования нового материала. Приобретенные навыки представляют собой всего лишь палитру разрозненных практических методов, которые тяжело использовать как целостную систему для достижения целей.


Количество или качество: что важнее?

Сеть фирменных спортивных магазинов заказывает семинар, целью которого является повышение эффективности продаж. Приглашенный тренер для решения поставленной задачи решил уделить внимание непосредственно процессу взаимодействия продавца и покупателя, поскольку часто именно от того, как продавец организует продажи, зависит решение покупателя о покупке. Программа тренинга была сформирована как постоянный поток передачи практических навыков, повышающих результативность сбора информации о потребностях покупателя, и была направлена на развитие умения грамотно представлять сам товар. После обучения руководство компании в течение двух недель проводило статистический сбор данных об объемах продаж, и обнаружились ошеломляющие результаты — падение на 20%.

Неужели тренер не смог научить продавцов грамотно продавать товар? Или полученные знания просто не подходили данному типу продаж? Ответ нашелся довольно скоро у самих участников тренинга. Им было трудно сориентироваться в том, какой из навыков и в какой ситуации нужно применять, какие существуют нюансы исполнения, как творчески подойти к нестандартной задаче. Сосредоточенность внимания на этих вопросах сильно мешало непосредственно осуществлению самого процесса продажи. Даже продавцы, демонстрирующие неплохие навыки работы до посещения тренинга, снизили уровень своей успешности. Оказалось, что тренер забыл о таком важном аспекте обучения, как усвоение нового знания на поведенческом уровне. Мэтр по проведению бизнес-семинаров Андрей Плигин всегда указывает на необходимость выделения значительного времени только на практическую отработку. Момент перехода к изучению и освоению следующего навыка наступает только тогда, когда предыдущий станет частью автоматического поведения.

Итак, если вы являетесь тренером и планируете практическую часть своей тренинговой программы, то полезным будет дать только то количество нового материала, которое участники в состоянии будут усвоить за время семинара. Это будет точной гарантией того, что новые стратегии, которые вы встраиваете в поведение слушателей, будут работать с полной отдачей.


Можно ли быть сапожником без сапог?

Очередной пример. Бизнес-семинар для менеджеров высшего звена, который освещает вопросы управления персоналом в крупных компаниях. Собрались серьезные деловые люди, сумевшие к этому времени достичь определенного профессионального успеха в этой области. Каждый из них имеет колоссальный управленческий опыт в течение многих лет, и решение задач, которые стоят перед ними, подчас требует весьма неординарного подхода. С самого начала участникам семинара необходимо было убедиться в компетентности человека, пришедшего их обучать, т. е. наличие у тренера собственного успешного профессионального опыта работы с персоналом. Поэтому первые вопросы аудитории к тренеру были примерно следующие: «Менеджером или руководителем какой компании вы являетесь? Какой у вас имеется управленческий опыт? Какие собственные подходы и методы приносят максимально весомые результаты?» Для создания у слушателей доверия к тренеру необходимо быть достаточно квалифицированным специалистом, понимать суть существующих в этой сфере проблем не только теоретически, но и иметь личный опыт их практического решения.

Не менее сомнительно выглядят семинары, обещающие научить счастливым семейным взаимоотношениям, ведущими которых являются трижды разведенные одинокие дамы. Или тренинги по решению педагогических проблем с детьми в школе, которые проводят люди, имевшие отношение к системе образования только в подростковом возрасте.

Также довольно забавными выглядят тренинги по искусству публичного выступления и работе с аудиторией, когда тренер, говоря о важности чувствовать себя уверенно и спокойно, выступая перед людьми, сам становится очевидным антипримером своих же слов. Или, рассказывая о том, что не существует «трудных» клиентов, а есть недостаточно гибкий тренер, тут же «виртуозно» превращает всю аудиторию в одного большого «трудного» клиента.


Имидж тренера: дань моде или реальная необходимость?

Работа тренером постоянно заставляет помнить об одной очень важной пословице: встречают по одежке, а провожают по уму. Если основная ваша специализация, к примеру, это проведение бизнес-семинаров, то появление тренера перед людьми, давно научившимися зарабатывать большие деньги, без внешних атрибутов и символов высокого уровня доходов (хорошая одежда, иномарка и т. д.) может изначально обречь семинар на провал. Прежде всего, сознательно или интуитивно, присутствующие обратят внимание на внешний вид самого ведущего и будут искать в нем самом подтверждение правильности его теории и методов. Если тренер сам является примером успешной личности, то мы как слушатели семинара начинаем бессознательно доверять его словам. И если в семинаре речь идет о финансовом благополучии, но во время обеда все участники на иномарках едут в хорошие рестораны, а тренер пешком идет закусывать в ближайшую забегаловку, или женщина, обучающая женским хитростям, одинока и неуспешна, то возникает резонный повод усомниться в достоверности излагаемых тренером идей


Есть ли совершенные тренеры?

Многие тренеры, достигшие высоких результатов в тренинговом бизнесе и, несомненно, уделяющие достаточно внимания всем отмеченным моментам, становятся настоящими мастерами своего дела. Их семинары всегда эффективны. Хотя… существуют и «ловушки». Пока будущий мастер только становится мастером, он внимательно отслеживает все полученные эффекты от своей работы: каких успехов достигли слушатели, какая форма подачи материала оказалась максимально удобной, какие возникли трудности от использования новых знаний и т. д. Происходит постоянная модернизация как тренерского стиля, так и дизайна самих программ. Постепенно семинары такого тренера становятся продуманными, а значит, успешными и эффективными с завидным постоянством. Вот тут и может возникнуть ситуация, о которой стоит задуматься.

Все в мире постоянно меняется. Появляются более продвинутые технологии обучения, новые способы использования психологических знаний, которыми щедро делятся науки, изучающие человека. Уже сегодня ряд тренинговых компаний начали усиленно эксплуатировать возможности мультимедийного обучения. К примеру, в качестве дополнительных иллюстраций показывают видеофильмы и компьютерную анимацию. Появляются стандарты у обучающих программ, выкристаллизовываются критерии эффективного проведения самих семинаров. Заказчики тренингов становятся все более искушенными, и многие ситуации, которые повсеместно раньше возникали, потихоньку отходят на задний план. Ведь прошли те времена, когда для выполнения заказа нанимался вчерашний выпускник психологического факультета, имевший в своем арсенале только комплект психологических тестов; или вряд ли сейчас найдется хотя бы один корпоративный семинар, перед которым тренером предварительно была бы не собрана информация о целях участников.

Теперь люди, приходя на обучение, гораздо четче представляют себе возможности, которые может дать им тренинг. Они сравнивают друг с другом как тренеров, так и их программы и выбирают лучшие.

И если постоянно не повышать уровень своего профессионального развития, то со временем внимание и контроль над ситуацией у человека, ведущего семинары, ослабляется. При этом меняется жизнь вокруг, меняются люди, и когда мастер, безусловно, достигший определенного уровня совершенства, не замечает происходящих изменений, то, следовательно, останавливается в своем развитии. Его тренинги становятся скучными, однообразными, неактуальными, т. е. неэффективными. Поэтому, подводя черту под вышесказанным, можно констатировать, что успех в такой деятельности, как проведение обучающих семинаров, напрямую зависит от постоянного профессионального и личностного развития самого тренера.

28.03.2007
Источник: Центру Бизнес-Технологий


Читайте также:

 Все статьи раздела "Тренинги"


ВХОД В КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
 

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Я забыл пароль Регистрация
Всего в этом разделе:
      102 компании

Кадры / Тренинги

Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары).
© 2000 - 2024 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
За достоверность информации, размещенной абонентами, портал OfficeMart.Ru ответственности не несет.
Веб-дизайн, разработка сайта, продвижение сайта - Текарт
Все замечания, предложения и пожелания отправляйте по адресу manager@officemart.ru, по телефону (495) 790-75-91 или ICQ: 442880368.
Политика в отношении обработки персональных данных


Рейтинг@Mail.ru
Стань экспертом!